Педагогическое речеведение

ТЕМП РЕЧИ

(лат. tempus — время) — степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Целесообразно различать Т. р. (развернутого высказывания), Т. фразы, Т. синтагмы (речевого сегмента) и Т. фонетического слова. Измерение Т. р. основано на подсчете числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Иногда Т. определяют по средней длительности звуковой единицы. Так, характеризуя некоторый Т. р., можно сказать, что число слогов, проговариваемых за одну секунду, составляет 2,8 или что средняя длительность слога при таком темпе — 352 мс (миллисекунды). Выделяют также «абсолютный» Т. р. (темп артикулирования) — количество сегментов и тональных звуков в единицу времени звучащей речи. Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы «учебной речи»: в V—VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI — не более 75 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чем публичное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следует говорить медленнее. Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение Т. р. достигается путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может быть исчезновение ряда звуков — явление, довольно часто встречающееся в обиходной речи. Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р. Лит.: Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.— Л., 1981; ЛЭС. — М, 1990; Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. — М., 1973; Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. — Киев, 1981; Основы педагогического мастерства. Киев, 1987. А.А. Князьков

  1. темп речиНормальный средний темп речи устанавливают на уровне слов в минуту. Отклонения в сторону большей скорости приводят к сложностям схватывания излагаемых мыслей отклонения ...Культура речевого общения
  2. темп речинтал. tempo от лат. tempus время скорость произнесения элементов речи звуков слогов слов. Измеряется либо числом звуков слогов и т. д. произносимых в единицу времени ча...Лингвистический энциклопедический словарь
  3. темп речилат.u tempus время степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.Целесообразно различать Т. р. развернутого высказывания Т. фразы Т. синтагмы речевого...Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
  4. темп речискорость протекания речи во времени ее ускорение или замедление обусловливающее степень ее артикулярной напряженности и слуховой отчетливости может быть изменен двумя спо...Профессиональное образование
  5. темп речискорость протекания речи во времени ее ускорение или замедление что определяет степень ее артикуляционной напряженности произносительной и слуховой отчетливости. Т. р. мо...Психомоторика словарь-справочник
  6. темп речиСм. speed of utterance....Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  7. темп речискорость произнесения речевых элтов разной протяженности. Т. Р. измеряют двумя способами как число звуков или слогов произносимых в единицу времени напр. в сек или как ср...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  8. темп речиСкорость произнесения речевых элементов измеряется либо числом звуков произносимых в единицу времени например в секунду либо количеством слогов. Средний т.р. носителя рус...Словарь терминов и понятий тестологии
  9. темп речиТемп речи движение скорость протекания речи во времени. Ускорение или замедление речи определяет степень ее слуховой отчетливости и влияет на напряженность артикуляции г...Энциклопедический словарь PR и рекламы