Педагогическое речеведение

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

(от лат. communico -делаю общим, связываю, общаюсь и competens (competentis) — способный) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую к., предметную к., лингвистическую к. и прагматическую к. Языковая к. включает знание единиц языка и правил их соединения, связи. Знание грамматики в отвлечении от порождения единиц коммуникативного назначения является лишь базой осуществления актов общения. С этой точки зрения языковая к. имеет отчетливо двусторонний характер: она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил. Лингвистическая к., в отличие от языковой, имеет характер знаний, относящихся к лингвистике как науке. Этот аспект реализуется у лиц, специально занимающихся языковедением. Предметная к. является неотъемлемой частью К. к. Язык отражает в словах предметы окружающего мира и отношение между ними и формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная к. Прагматическая к. — это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями. Прагматическая к. предполагает отбор языкового материала, умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая к., будучи базисной составляющей К. к., предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т. д. С другой стороны, прагматическая к. — это выбор нужных форм, в том числе и вариантных, выбор типа речи, учет функционально-стилевых разновидностей. Лит.: Вятютнев М.В. Теория учебника русского языка как иностранного. — М., 1984; Жуковская Е.Е. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. — М., 1984; Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4. А.А. Евграфова

  1. коммуникативная компетенцияумение способность решать задачи общения реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумевается лингвопрагматическое умение соотносить производимую речь с со...Культура речевого общения
  2. коммуникативная компетенцияПонятие введенное Д. Хаймсом. Знание языка понимаемое как умение выбирать варианты обусловленные ситуативными социальными или другими внеязыковыми факторами изучаемые сит...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  3. коммуникативная компетенцияот лат.u communico делаю общим связываю общаюсь и competens competentis способный приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обу...Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
  4. коммуникативная компетенцияПонятие введенное Д. Хаймсом. Знание языка понимаемое как умение выбирать варианты обусловленные ситуативными социальными или другими внеязыковыми факторами изучаемые сит...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  5. коммуникативная компетенцияЗнание языка которое понимается не только как владение грамматическим и словарным уровнями языковая компетенция но и как умение выбирать варианты обусловленные ситуативны...Словарь социолингвистических терминов
  6. коммуникативная компетенцияПонятие введенное Д. Хаймсом. Знание языка понимаемое как умение выбирать варианты обусловленные ситуативными социальными или другими внеязыковыми факторами изучаемые сит...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  7. коммуникативная компетенция.strong Совокупность знаний умений и навыков в области речевой коммуникации определяющая восприятие и интерпретацию текста и коммуникативный эффект. .strong Способность р...Толковый переводоведческий словарь