Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ

представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:
Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль)
Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.
По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.
Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили:
диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,
команды, приказ, требования);
ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,
отказ, разрешение.
язык внешнего вида учителя
Э.д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.
Например:
У вас есть часы?
Нет (у меня часов).
Да (у меня есть часы).
У вас есть часы?
Без пяти минут двенадцать.
Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.
Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:
выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения);
учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического
единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов).
В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.
Лит.: Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1985; Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» — реплики в русском языке // ФН. — 1970. — № 3; Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1976; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
А. С. Киселева

  1. этикетный диалогпредставляет из себя диалогическое единство которое обычно состоит из репликистимула пароля и репликиреакции отзыва. Например Здравствуйте Иван Степанович!пароль Рад ва...Педагогическое речеведение