Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

СИЛЛЕПСИС

(от греч. syllepsis — захват), СИЛЛЕПС, — фигура слова, входящая в группу фигур убавления. С. — это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае — объединение элементов текста, по сути своей не объединяющихся.
С. может использоваться в возвышенном стиле, тогда он создает, как считают исследователи, впечатление «взволнованной небрежности». Например, слова, которыми начинается «Энеида» Вергилия: «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои — Роком ведомый беглец — к берегам приплыл Италийским». Легко видеть, что объединение битв и мужа как раз обеспечивает такого рода эффект.
Гораздо чаще С.используется для выражения иронии, даже гротеска, либо просто комичного. У Л. Кэрролла (Ч.Л. Доджсон) в «Охоте на Снарка» эта фигура имеет такой вид: «И со свечкой искали они, и с умом, с упованьем и крепкой дубиной, понижением акций грозили притом и пленяли улыбкой невинной». Герой романа Р.Т. Стаута заявляет: «Я снова стал пробираться к своей цели сквозь толпы мужчин, женщин, детей, сквозь воздушные шары, дудки, пищалки, кукурузные хлопья и всеобщее помешательство» (Р. Стаут. Смерть Цезаря).
Следует отметить, что использование С. может создать впечатление объемности панорамы, когда отдельные кусочки (подобно, казалось бы, разрозненным мазкам на полотнах художников-импрессионистов) в конце концов складываются в целостную картину. Например, образ бескрайних просторов у Н.В. Гоголя: «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочонками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону, и по другую, помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади, везущий зеленый ящик с свинцовым горохом и подписью: такой-то артиллерийской батареи, зеленые, желтые и свежеразрытые черные полосы, мелькающие по степям, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны, как мухи, и горизонт без конца...» (Мертвые души).
М.И. Панов

  1. силлепсисСИЛЛЕПСИС греч. обобщение охватывание термин античной стилистики обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими. Ср. Лежали на окне Бова и Еруслан Н...Литературная энциклопедия
  2. силлепсисСИЛЛЕПСИС греч. обобщение охватывание термин античной стилистики обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими. Ср. Лежали на окне Бова и Еруслан Н...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  3. силлепсисот греч. syllepsis захват СИЛЛЕПС фигура слова входящая в группу фигур убавления. С. это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчи...Педагогическое речеведение
  4. силлепсисСм. sillessi....Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  5. силлепсисСИЛЛЕПСИС греч. В грамматике слитие двух слогов в один. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. СИЛЛЕПСИС греч. от syllambano брать вмест...Словарь иностранных слов русского языка
  6. силлепсисСиллепсис объединение в речевой конструкции синтаксическом построении двух и более однородных по функции членов разных в грамматическом отношении. Напр. С. числа Был из...Энциклопедический словарь PR и рекламы