Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

СВЕРТЫВАНИЕ ТЕКСТА

один из механизмов текстообра-зования (наряду с развертыванием текста). С. т. характеризует фазу перехода (на каждом новом этапе текстообразования) введенной ранее информации в тематическую.
С. означает, в первую очередь, такое преобразование текста, когда его вербализованное выражение замещается затем на более краткое по объему вплоть до нулевого (когда тема уже закреплена в памяти и ее повторение избыточно). Но главное здесь в том, что всякое свернутое выражение отличается от соответствующего несвернутого способом обозначения объекта: оно не описывает, а лишь указывает на объект, отсылая к несвернутому как его описанию.
С. т. может принимать самые разнообразные формы, но неизменной при этом остается функция свертывания — уменьшения единиц информации сначала за счет его обобщения, а затем перевода в долговременную память.
Главное различие между С. т. и развертыванием в том, что С. — это, в сущности, механизм преобразования уже введенной информации, а развертывание представляет собой генерирование информации.
Лит.: см. лит. к статье Актуальное членение предложения.
В.Н. Мещеряков

  1. свертывание текстаодин из механизмов текстообразования наряду с развертыванием текста. С. т. характеризует фазу сжатое изложение компрессия текста перехода на каждом новом этапе текстообра...Педагогическое речеведение