Педагогический терминологический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс Х.в. устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона Х.в. - собственное художественное творчество ребёнка. Х.в. делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Х.в. развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи Х.в. ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного Х.в. подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации художественных знаний. Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итальянского архитектора и художника 16 в. Дж. Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения" (1550, рус. пер., т. 1-4, 1956-70). В 18 в. в трудах Ф. Шиллера было определено отличие строго научного познания от научно-художественного. Тогда же, в связи с появлением жанра литературной популяризации научных знаний, немецким философом и писателем И.Г. Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психологическим особенностям юных читателей.Построенное на научном исследовании популярное повествование стало в 20 в. самым распространённым методом массового Х.в. (начиная с подросткового возраста) - в преподавании искусства в школе, в научно-популярной литературе, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др. В России попытки систематического Х.в. учащихся общеобразовательных школ предпринимались с 20-х гг. 19 в. гл.о. в лицеях и гимназиях. Во 2-й половине 19 в. Х.в. стало осуществляться и в начальной школе. На рубеже 19-20 вв. в работу по Х.в. включились педагогические общества, издательства, общедоступные музеи. В 1916 Институт истории искусств в Петрограде начал разработку проблемы школьного художественного образования и воспитания, подготовки преподавателей истории искусства. В первые годы советской власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую различные формы популяризации искусства при ведущем значении урока в школе. В рамках единой трудовой школы была разработана (1918-19) программа художественного образования, предусматривавшая наглядное знакомство с памятниками изобразительного искусства, живописи, скульптуры и архитектуры. Получили распространение экскурсии; открывались художественные студии, кружки и школы. Ведущую роль в теоретической разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А.В. Бакушинский. Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными Н.И. Романовым (в то время директор Музея изящных искусств; ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), о воспитательной эффективности систематических экскурсий. Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего Х.в. детей средствами искусства долгое время не удавалось, т.к. с 20-х гг. школа была ориентирована на узкопрактическое образование учащихся и даже предмет "Рисование" в основном готовил учеников к урокам черчения. Серьёзная работа по Х.в. велась в основном вне школы - в художественных музеях, концертных залах и театрах (Н.И. Сац и др.). В 70-х гг. по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к разработке содержания Х.в. учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Центральным звеном Х.в. в школе являются уроки музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и др. Х.в. занимаются учреждения дополнительного образования детей (художественные и музыкальные школы, школы искусств, кружки, студии, дома детского творчества), а также музеи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 313)
См. такжеЭстетическое воспитание
Ч313.55

  1. художественное воспитаниеформирование мировоззрения ребенка средствами искусства. Х. В. приобщает ребенка к различным проявлениям искусства как через восприятие и осмысление художественной культу...Cловарь музейно-педагогических терминов
  2. художественное воспитаниеХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ часть эстетического воспитания iформирование средствами искусства iэстетич. восприятия действительности развитие художественнотворч. способносте...Большая советская энциклопедия
  3. художественное воспитаниечасть эстетического воспитания См. Эстетическое воспитаниеem формирование средствами искусства См. Искусство эстетического восприятия действительности развитие художестве...Большая Советская энциклопедия II
  4. художественное воспитаниецеленаправленный процесс формирования способности воспринимать чувствовать любить оценивать искусство наслаждаться им и создавать художественные ценности развитие способн...Профессиональное образование
  5. художественное воспитаниеформирование мировосприятия ребенка средствами исква всех его видов и жанров. Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл про...Российская педагогическая энциклопедия
  6. художественное воспитаниеartistic education...Русско-английский психологический словарь