Педагогический терминологический словарь

СУРДОПЕДАГОГИКА

(отлат.surdus - глухой)
— наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.
В России первые специальные учреждения для глухонемых детей были открыты в начале 19 в. (Павловск, 1806; Петербург, 1810; Москва, 1834). В конце 19 - начале 20 вв. складывалась отечественная прогрессивная система обучения детей с нарушениями слуха. Сурдопедагоги В.И. Флери, Г.А. Гурцев, П.Д. Енько, И.Я Селезнёв, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, И.А. Васильев, Ф.А. Рау, Н.А. Рау разрабатывали вопросы обучения и воспитания детей с нарушенным слухом, акцентируя внимание на проблеме формирования словесной (в т.ч. устной) речи.
В 1919 все учреждения для детей с нарушениями слуха перешли в систему народного образования и с этого времени начали разрабатываться специальные учебные планы и программы для школ глухих. Большое значение для развития отечественной С. имело Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухих детей (1938), на котором было положено начало созданию новой системы обучения. В 50-60-х гг. стали открываться школы для слабослышащих и позднооглохших детей, составлялись методические и учебные пособия.
В 50-е гг. разработаны принципы дифференцированного обучения детей с нарушенным слухом (Р.М. Боскис и др.), проведены исследования по изучению остаточного слуха и его роли в обучении глухих детей устной речи (Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков). Работы С.А. Зыкова и Л.А. Новиковой показали огромное компенсаторное значение сохранного двигательного анализатора в виде мышечного чувства руки при пользовании дактилологией. Разработаны система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения (коммуникативная система) (Зыков и др.) и методика обучения произношения с использованием сокращённой системы фонем (Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезина). Исследованы вопросы трудового и профессионального обучения (А.П. Гозова, Л.А. Новосёлов и др.), проблемы совершенствования учебного процесса в целях повышения активности и самостоятельности глухих учащихся.
В 60-е гг. под руководством Зыкова разработана новая дидактическая система обучения глухих детей с широкой опорой на предметно-практическую деятельность. В 70-е гг. исследовались проблемы развития остаточной слуховой функции в целях совершенствования процесса восприятия устной речи и её воспроизведения (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Слезина). В 70- 80-е гг. разрабатывались вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса с целью сокращения сроков обучения в школе (Зыков и др.), созданы интенсивные методы обучения общим и специальным учебным предметам, а также воспитания глухих детей (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Л.П. Носкова, В.Б. Сухова и др.). С 90-х гг. ведутся исследования по использованию компьютерных технологий в обучении (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская).
Разработанная Боскис педагогическая типология детей с нарушениями слуха положила основу дидактики школьного обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Создана оригинальная система обучения языку слабослышащих детей (К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев и др.), отличающаяся от традиционной системы, принятой в массовой школе и школе для глухих.
Для старших классов школ, использующих программы массовой школы, по всем общеобразовательным предметам имеются специальные рекомендации. Для наиболее сложного процесса - обучения глухих и слабослышащих детей языку разработаны специ- альные системы и методики обучения, включая обучение произношению и развитие слухового восприятия.
Первое дошкольное учреждение для глухих детей в России было создано Н.А. и Ф.А. Рау в 1900. В 30-е гг. были открыты первые ясли для детей с нарушением слуха (Е.Ф. Рау).
В 50-60-е гг. 20 в. была разработана и внедрена в практику оригинальная система формирования словесной речи глухих дошкольников (Б.Д. Корсунская), создана первая государственная программа их воспитания и обучения (1964). В 60-70-е гг. расширялась сеть специальных дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями слуха, разрабатывались различные вопросы теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников, в т.ч. и в семье (Э.И. Леонгард, Носкова и др.). С 90-х гг. особое внимание уделяется коррекционной помощи неслышащим детям с первых месяцев жизни и их семьям (Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Социальной защитой и реабилитацией глухих и слабослышащих занимаются Министерства образования и здравоохранения РФ, Всероссийское общество глухих.
Научно-исследовательская деятельность и подготовка педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических университетов. Проблемы слепоглухих детей изучает тифлосурдопедагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 281-282)
Ч432

Синонимы:
дефектология, педагогика


  1. сурдопедагогикаот лат. surdus глухой отрасль дефектологии разрабатывающая проблемы воспитания образования и обучения детей с нарушениями слуха глухих слабослышащих позднооглохших. Перв...Большая Советская энциклопедия II
  2. сурдопедагогикасурдо педагогика раздел оториноларингологии и педагогики разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции у тугоухих с цель...Большой медицинский словарь
  3. сурдопедагогикасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. сурдопедагогикаж. pdagogie f pour les sourds...Большой русско-французский словарь
  5. сурдопедагогикаж.pdagogie f pour les sourds дефектология педагогика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  6. сурдопедагогикаот лат. surdus глухой и педагогика отрасльдефектологии разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей снарушениями слуха....Большой энциклопедический словарь II
  7. сурдопедагогикаСУРДОПЕДАГОГИКА от лат. surdus глухой и педагогика отрасль дефектологии разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха....Большой Энциклопедический словарь V
  8. сурдопедагогикаи ж.em Отрасль дефектологии изучающая процессы воспитания и обучения глухонемых детей а также детей с нарушениями слуха.[От лат. surdus глухой и слова педагогика дефекто...Малый академический словарь
  9. сурдопедагогикаIstrongСурдопедагогика лат. surdus глухой греч. paidaggik искусство воспитанияраздел дефектологии занимающийся вопросами воспитания образования и обучения детей с аномал...Медицинская энциклопедия
  10. сурдопедагогикакорень СУРД соединительная гласная О корень ПЕДАГОГ суффикс ИК окончание А Основа слова СУРДОПЕДАГОГИКВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сложение ос...Морфемный разбор слова по составу
  11. сурдопедагогикаНачальная форма Сурдопедагогика слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. сурдопедагогикасурдопедагогика ж. Раздел дефектологии изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  13. сурдопедагогикасурдопедагогика сурдопедагогика и...Орфографический словарь
  14. сурдопедагогикаu ж дефектология педагогика...Орфографический словарь русского языка
  15. сурдопедагогикасурдопедагогика сурдопедагогики сурдопедагогики сурдопедагогик сурдопедагогике сурдопедагогикам сурдопедагогику сурдопедагогики сурдопедагогикой сурдопедагогикою сурдопед...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. сурдопедагогикаОрфографическая запись слова сурдопедагогика Ударение в слове сурдопедагогика Деление слова на слоги перенос слова сурдопедагогика Фонетическая транскрипция слова сурдопе...Полный фонетический разбор слов
  17. сурдопедагогикаот лат. surdus глухой отрасль дефектологии разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха изучающая возможности коррекции слуха....Профессиональное образование
  18. сурдопедагогикаот лат surdus глухой и педагогика отрасль дефектологии разрабатывающая проблемы воспитания образования и обучения детей с нарушениями слуха глухих слабослышащих позднеогл...Российская педагогическая энциклопедия
  19. сурдопедагогикаот лат. surdus глухой направление в дефектологии занимающееся разработкой проблем воспитания обучения и образования детей с нарушениями слуха глухих слабослышащих поздно...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  20. сурдопедагогикасурдопедагогика иСинонимы дефектология педагогика...Русский орфографический словарь
  21. сурдопедагогикаЖ мн. нет пед. surdopedaqogika lalkarlarn trbiy v tdris sulu....Русско-азербайджанский словарь
  22. сурдопедагогикасурдопедагогика ж.ideafanddumb pedagogy methods of teaching deaf mutes...Русско-английский словарь
  23. сурдопедагогикаСурдапедагогка...Русско-белорусский словарь
  24. сурдопедагогикапед.i сурдапедагогка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  25. сурдопедагогика. Синонимы дефектология педагогика...Русско-китайский словарь
  26. сурдопедагогикаSurdopedagogika...Русско-крымскотатарский словарь
  27. сурдопедагогикасурдопедагогика...Русско-крымскотатарский словарь II
  28. сурдопедагогикаSurdopedagoogika...Русско-эстонский словарь
  29. сурдопедагогикасурдопедагогикаСинонимы дефектология педагогика...Русское словесное ударение
  30. сурдопедагогикасурдопедагогика дефектология педагогика...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  31. сурдопедагогикасурдопедагогика и Синонимы дефектология педагогика...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  32. сурдопедагогикасурдопедагогика лат.em surdus глухой педагогика входящая в дефектологию спец. педагогика изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха. Новый словарь ...Словарь иностранных слов русского языка
  33. сурдопедагогикасурдопедагогика сурдо i педагогика раздел оториноларингологии и педагогики разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции...Словарь медицинских терминов
  34. сурдопедагогикасурдопедагогика сущ. колво синонимов дефектология педагогика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы дефектология педагогика...Словарь синонимов II
  35. сурдопедагогикаотрасль дефектологии изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха....Современный образовательный процесс
  36. сурдопедагогикаСУРДОПЕДАГОГИКА от лат . surdus глухой и педагогика отрасль дефектологии разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха....Современный энциклопедический словарь
  37. сурдопедагогикасурдопедагогика ьат. surdus глухой педагогика] входящая в дефектологию спец. педагогика изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха....Толковый словарь иностранных слов
  38. сурдопедагогикаСУРДОПЕДАГОГИКА и ж. Раздел дефектологии занимающийся обучением иразвитием детей с дефектами слуха. П прил. сурдопедагогический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  39. сурдопедагогикаСУРДОПЕДАГОГИКА сурдопедагогики мн. нет ж. от латин. surdusглухой и слова педагогика педаг. Методика преподавания глухонемым....Толковый словарь русского языка II
  40. сурдопедагогикасурдопедагогика сурдопедагогика и ж. Раздел дефектологии занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха.прил. сурдопедагогический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  41. сурдопедагогикаСУРДОПЕДАГОГИКА и ж. Раздел дефектологии занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха. прилагательное сурдопедагогический ая ое....Толковый словарь русского языка
  42. сурдопедагогикаУдарение в слове сурдопедагогикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове сурдопедагогика...Ударение и правописание
  43. сурдопедагогикасурдопедагогика сурдопедагогики сурдопедагогики сурдопедагогик сурдопедагогике сурдопедагогикам сурдопедагогику сурдопедагогики сурдопедагогикой сурдопедагогикою сурдопед...Формы слова
  44. сурдопедагогикаКорп Короед Корд Кора Копра Копир Копие Копер Копа Кооп Коир Коипу Кодер Код Киса Кираса Кира Кипу Кипр Кипер Кипа Кидус Кидас Кепи Кедр Кед Кеа Каури Каупер Касида Карпо...Электронный словарь анаграмм русского языка