Педагогический терминологический словарь

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

— форма проявления и характерный показатель развития ребёнка. Осознанная изобразительная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Наряду с игрой - ведущей деятельностью на данном возрастном этапе - рисование обеспечивает усвоение ребёнком социального опыта.
На развитие Р.д. оказывает влияние не только двигательный графический опыт ребёнка, но и весь его опыт в целом. Большое значение имеет понимание ребёнком готовых изображений. Взрослый подводит ребёнка к открытию того, что рисунок есть изображение реального предмета, явления и пр. Постепенно в процессе развития изобразительной деятельности ребёнок научается соотносить с реальными предметами графические образы, которыми он овладевает.Детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычных графических образов. При определённых условиях это превращает образы в застывшие шаблоны (изображения домиков, цветов, деревьев и т.п.). Усваивая шаблоны, ребёнок начинает переносить их из рисунка в рисунок. Превращение графических образов в шаблоны представляет опасность для развития Р.д. Без педагогического руководства ребёнок может так и не научиться творческому рисунку.
Рисунки мальчиков и девочек заметно различаются. Общая направленность на идентификацию со своим полом, поощряемая взрослыми, придаёт определённое содержание и Р.д. Мальчики рисуют автомобили, самолёты, танки, "войну". Девочки - принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты. Эта тенденция просматривается у детей от 5-6 лет вплоть до подросткового возраста. Дети своими рисунками без специального намерения отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Усваивая ориентации окружающих людей, ребёнок вырабатывает и свою личную позицию. Социальные реакции детей адекватны общественному настроению и интересам взрослых. Поэтому Р.д. можно оценивать как подлинные документы эпохи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241)

  1. рисунок детскийпродукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к овладению рисованием прежде всего осознание того что некоторые предметы могут оставлять следы возникают в во...Словарь практического психолога
  2. рисунок детскийпродукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к овладению рисованием прежде всего осознание того что некоторые предметы могут оставлять следы возникают в во...Большая психологическая энциклопедия
  3. рисунок детскийРИСУНОК ДЕТСКИЙ англ. childrens drawing продукт изобразительной деятельности ребенка. В процессе предметноманипулятивной деятельности возникают предпосылки к овладению р...Большой психологический словарь
  4. рисунок детскийКатегория. Продукт изобразительной деятельности ребенка. Генезис. Предпосылки к овладению рисованием прежде всего в виде осознания того что некоторые предметы могут оста...Психологический словарь II
  5. рисунок детскийпродукт изобразительной деятельности ребенка. Ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной ...Психология развития словарь
  6. рисунок детскийформа проявления и характерный показатель развития ребнка. Дети начинают рисовать в раннем возрасте. Осознанная изобразит деятельность формируется в дошкольном возрасте п...Российская педагогическая энциклопедия