Педагогический терминологический словарь

ПЕДАГОГИКА

(греч.paidagogike)
— многозначный термин, обозначающий:
1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;
2. область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
3. специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
4. учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;
5. искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания.
П. как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. П. познаёт свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нём; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной П. на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Состав педагогических научных дисциплин. Эволюцию и современное состояние педагогических систем, институтов и целей изучает история педагогики. Историю современности изучает также сравнительная педагогика, сопоставляющая образовательные системы различных стран и регионов мира.
Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии П.
Общая П. неразрывно связана с историей П. Последняя изучает эволюцию и современное состояние П.с тех или иных общепедагогических позиций, которые, в свою очередь, вырабатываются с учётом данных о реальной филиации идей и институтов. В предмет общей П. входит и то положение, которое представители аналитической философии называют прояснением и оправданием педагогических высказываний (утверждений и их обоснований). Но предмет П. шире. Он распространяется на ценностные суждения и взаимные отношения теории и практики педагогики. В Новое и Новейшее время заботой философов педагогики стало изучение соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением. Общая П. включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса).
Теория образования (дидактика) - дисциплина, в основном изучающая содержание и методы преподавания и учения в школах и других образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т.д.). Теория образования изучает также функции и подготовку учителя.
Те же вопросы, но применительно к различным областям знания и практики, изучают методики преподавания отдельных предметов. Разделам общей П. соответствуют аналогичные разделы в специальных ответвлениях педагогики: военной, музыкальной, врачебной, театральной, коррекционной, исправительно-трудовой П. и т.д.
Состав и номенклатура областей исследования в сфере современной П. в различных странах отличаются друг от друга. Так, проблемы традиционного для России школоведения, куда гл.о. входят школьное законодательство, вопросы положения учителей, их обеспечения в старости и т.п., за рубежом и ныне в Рос. Федерации изучаются рядом дисциплин: образовательное право, школьная архитектура, управление образованием и др. В ряде стран, сохраняющих верность германской традиции, в частности в Рос. Федерации, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной "теория воспитания". Во франко- и англоязычных странах теория воспитания не выделяется из П. как таковой.
Основные теории и подходы. В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из знаний о природе воспитательных и образовательных процессов формируются утверждения о природе педагогического знания, т.е. о природе П.
Педагогические науки исследуют вопросы о объекте и предмете П., общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении П. как теории с П. как практикой. В зависимости от способа решения этих проблем различаются следующие осн. типы педагогических теорий.
1. Опытным путём в течение мн. веков были накоплены средства и приёмы воспитания и обучения, которые сохранились в народной педагогике и позднее частично вошли в научную П. Вершиной воспитательного искусства в древнем мире была деятельность Конфуция и Сократа.
2. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из осн. начал всего существующего и распространил это представление на человека. Привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа - задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советовал не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Платон также высшую цель человеческой деятельности видел в познании идей. Всё воспитание должно давать необходимую подготовку к этому познанию. По Платону, важно воспитание в раннем детстве, когда закладывается основа последующему развитию. Период ухода, как только ребёнок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает ряд элементарных знаний. С 7-го года начинается систематическое обучение гимнастике и музыке, грамоте и поэзии, математике и военным упражнениям. В современном виде структуралистские идеи в П. разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж. Пиаже, Н. Хомским и их последователями. В основе этой дисциплины лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Ментальные и языковые структуры являются врождёнными. Образование и воспитание суть приобретение нового опыта. Педагогический процесс начинается с относительно неструктурированного и несистематического ознакомления с тем, что учащемуся кажется важным и ценным. Затем происходит переструктурирование ранее накопленного опыта. Ментальные структуры усваивают новый опыт с помощью ассимиляции и аккомодации. Далее может следовать (но не обязательно) этап проб и ошибок, случайный поиск. Инсайт становится постепенно всё более структурированным и достигает, наконец, стадии понимания или решения проблемы.
3. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приёмами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Аристотель, соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, подчёркивал значение общего образования, учитывающего строй того общества, в котором питомцу придётся действовать. Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывал на образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология).
Образовательный курс Квинтилиана состоял из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам воспитания и в Средние века, и в эпоху Возрождения. В Новое время Ф. Бэкон требовал, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдалённому. Полным выразителем новых требований стал Я.А. Коменский. Золотым правилом для учителей Коменский сделал наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский явился основателем современного направления в содержании образования. Для современной педагогики не менее важны идеи и учебники Э. Кондильяка и К.А. Гельвеция. Они проложили путь натурализму в П., сделав его фундаментом т.н. опытничества (эмпиризма) Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Педагогический процесс есть постепенное осознание учащимися их чувственного опыта, в результате чего появляется и развивается внимание, память, способности сравнения и суждения. Подчёркивается значение индукции в формировании понятий. Устанавливает
4. Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчёркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жёстко дисциплинированная рациональность даёт человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но мн. томисты в П. оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жёсткое руководство учителя.
5. Гуманистические теории с возрождением наук и искусств снова привлекли внимание к воспитательным идеалам древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова задача гуманистической педагогики, имеющей мн. представителей в 14-15 вв. (П. Верджерио и др.). Х.Л. Вивес указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени довольно обширное сочинение, посвящённое женскому образованию. Мн. гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками М. Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Ф. Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Ряд ценных трудов был посвящён воспитанию принцев и княжеских детей. В начале 20 в. гуманистическая П. пережила новый взлёт (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной П. гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и их школы.
6. Апперцептивная теория заложена в трудах Д. Локка, развита И. Гербартом, экспериментально обоснована Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников.
7. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. Смита. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей Маркса, её подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведёт человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством её от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида.
8. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б.Ф. Скиннером (см. Бихевиоризм). Подчёркивались возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса.
9. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль "акушера" мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребёнку, а не только ребёнка к школе. В современном виде этот поход отчётливо изложен Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. В 19 в. в Америке поддержан Ф.У. Паркером, в России К.Д. Ушинским. В 20 в. педоцентризм (детоцентризм) опирается на педагогическую антропологию, педологию, психоанализ. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются (М. Монтессори, Ж.О. Декроли, К.Н. Вентцель, Шацкий и др.). Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии.
10. Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи (проблемы). Далее следовал этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей (понятий), проверка правильности этих идей. Согласно этой концепции, обучение ведёт за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования даёт посильный для учащихся материал, на котором они тренируют и развивают умственные способности. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концеп- ции подчёркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.
11. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С. Кьеркегора, М. Бубера, Н.И. Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия решения. Экзистенциальная ситуация задаётся здесь и теперь, и в её исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена к.-л. группы, необходимо также установление отношений растущего человека с другими "Я" и с "Ты" (Богом). Главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности ("быть, а не казаться"). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося.
Теории и научные подходы в П. не имеют взаимоисключающего характера; они скорее дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного обучения, военной подготовки, общего образования, профессионального образования, профессионально-технического образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях.
В качестве учебного предмета П. входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. П. раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. П. как общеобразовательный предмет нужна будущим и актуальным родителям и членам разных по объёму и характеру коллективов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 186-188)
— наука, имеющая в качестве своего предмета систему, которая сводится к развитию личности, процессуальному развитию личности с помощью педагогического процесса (процесса воспитания, процесса образования, процесса обучения) механизмами развития личности (совместная деятельность, взаимодействие, отношение, сотрудничество, общение).
(Бисько А.Т. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе. - Тамбов, 2002. С. 279).
См. такжеБихевиоризм
Ч30
Ч486.63

Синонимы:
акмеология, андрагогика, дефектология, дидактика, логопедия, олигофренопедагогика, педология, сурдопедагогика, тифлопедагогика, школоведение


  1. педагогикаПЕДАГОГИКА научнопедагогическое издательство Академии пед. наук СССР и Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве...Большая советская энциклопедия
  2. педагогикаПЕДАГОГИКА греч. paidagogike наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека о содержании формах и методах восп...Большая советская энциклопедия
  3. педагогикаIstrongПедагогика греч. paidagogike наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека о содержании формах и метод...Большая Советская энциклопедия II
  4. педагогикаIstrongПедагогика греч. paidagogike наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека о содержании формах и метод...Большая Советская энциклопедия II
  5. педагогикагреч. paidos дитя ago веду наука и искусство обучения....Большая энциклопедия по психиатрии
  6. педагогикаж. pedagogia pedagogica Итальянорусский словарь. Синонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопеда...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. педагогикажPdagogik f акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. педагогикапедагогика ж Pdagogik fСинонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. педагогикаж.pedagoga f...Большой русско-испанский словарь
  10. педагогикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. педагогикаж. pdagogie f...Большой русско-французский словарь
  12. педагогикаот греч. paidagogike наука о воспитании человека англ. pedagogy нем. Padagogik. Наука о воспитании и обучении раскрывает сущность цели задачи и закономерности воспитан...Большой толковый социологический словарь II
  13. педагогикаж.pdagogie f акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. педагогикаиздательскополиграфическое объединение в Москвеорганизовано в . Включает издательства Педагогикапресс преемникиздательства Педагогика ведет историю с выпускает книжныен...Большой энциклопедический словарь II
  15. "педагогика"ПЕДАГОГИКА издательскополиграфическое объединение в Москве организовано в . Включает издательства Педагогикапресс преемник издательства Педагогика ведет историю с выпус...Большой энциклопедический словарь III
  16. педагогикаПЕДАГОГИКА издательскополиграфическое объединение в Москве организовано в . Включает издательства Педагогикапресс преемник издательства Педагогика ведет историю с выпу...Большой Энциклопедический словарь V
  17. педагогикаПЕДАГОГИКА греч. paidagogike наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появил...Большой Энциклопедический словарь V
  18. педагогиканаука изучающая закономерности принципы методы средства формы содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса его компонентов как фактора и с...Военная педагогика
  19. педагогикаискусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики не только передавать знания но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллект...Евразийская мудрость от А до Я
  20. педагогикагреческое paidagogike наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Д...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. педагогикапедагогика....Киргизско-русский словарь
  22. педагогиканаука о воспитании образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретноисторического этапа общественного развития....Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  23. педагогикапедагогика...Крымскотатарско-русский словарь II
  24. педагогикаПедагогика paedagogia institutio disciplina de liberis educandis...Латинский словарь
  25. педагогикаи ж.em Наука о воспитании образовании и обучении.[греч. ] акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопеда...Малый академический словарь
  26. педагогикакорень ПЕДАГОГ суффикс ИК окончание А Основа слова ПЕДАГОГИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПЕДАГОГ ИК А Слово Педагогика содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  27. педагогикаНачальная форма Педагогика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. педагогиканаука изучающая сущность закономерности принципы методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  29. педагогикаПЕДАГОГИКА наука объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или неско...Новейший философский словарь
  30. педагогиканаука объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных...Новейший философский словарь II
  31. педагогикапедагогика ж. Научная дисциплина о воспитании и обучении. Учебный предмет содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. разг. Учебник излагающий содержани...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. педагогикаискусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики не только передавать знания но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллект...Новый философский словарь
  33. педагогикаВ широком смысле наука и искусство обучения. Последний аспект являющийся господствующим накладывает отпечаток и на первый....Оксфордский толковый словарь по психологии
  34. педагогикаВ широком смысле наука и искусство обучения. Последний аспект являющийся господствующим накладывает отпечаток и на первый....Оксфордский толковый словарь по психологии
  35. педагогикапедагогика педагогика и...Орфографический словарь
  36. педагогикаu ж акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Орфографический словарь русского языка
  37. педагогикагр. наука о воспитании детей так называется теория и практика просвещения воспитания образования и обучения людей. Это наука о воспитательных отношениях возникающих меж...Основы духовной культуры
  38. педагогиканаука изучающая объективные законы развития конкретноисторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детс...Педагогический словарь
  39. педагогиканаука изучающая объективные законы развития конкретноисторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детс...Педагогический словарь по темам
  40. педагогикапедагогика педагогики педагогики педагогик педагогике педагогикам педагогику педагогики педагогикой педагогикою педагогиками педагогике педагогиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. педагогикаОрфографическая запись слова педагогика Ударение в слове педагогика Деление слова на слоги перенос слова педагогика Фонетическая транскрипция слова педагогика [пидгогк] ...Полный фонетический разбор слов
  42. педагогикагреч. paidagogikeнаука о воспитании подрастающего поколения раскрывает сущность цели задачи и закономерности воспитания его роль в жизни общества и развитии личности проц...Профессиональное образование
  43. педагогика[от греч. paidagogike] наука о воспитании и обучении человека раскрывает сущность цели задачи и закономерности воспитания его роль в жизни общества и формировании личност...Психомоторика словарь-справочник
  44. педагогикагреч. paidagogike teachne букв. детоводческое мастерство от pais род. падеж от paidos дитя ребнок и ago веду отрасль науки раскрывающая сущность закономерности образов...Российская педагогическая энциклопедия
  45. педагогикапедагогика иСинонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русский орфографический словарь
  46. педагогикаЖ мн. нет pedaqogika trbiy v tlim sullarndan bhs edn elm....Русско-азербайджанский словарь
  47. педагогикаж.pedagogy pedagogics коррекционная педагогика...Русско-английский психологический словарь
  48. педагогикапедагогика ж.ipedagogy pedagogics...Русско-английский словарь
  49. педагогикаN...Русско-армянский словарь
  50. педагогикаПедагогка...Русско-белорусский словарь
  51. педагогикапедагогка жен. мн. нетi...Русско-белорусский словарь II
  52. педагогикаnevelstan pedaggia Синонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русско-венгерский словарь
  53. педагогикапедаго Синонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русско-ивритский словарь
  54. педагогикапедагогика блм беру жне трбиелеу туралы ылым...Русско-казахский словарь
  55. педагогикапедагогика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  56. педагогикаж. педагогика окутуу жана тарбиялоо методдору жнндг илим....Русско-киргизский словарь
  57. педагогикаjioyxuСинонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русско-китайский словарь
  58. педагогикаPedagogika...Русско-крымскотатарский словарь
  59. педагогикапедагогика...Русско-крымскотатарский словарь II
  60. педагогикаpedagoija...Русско-латышский словарь
  61. педагогикаСурган хмжлэх ухаан...Русско-монгольский словарь
  62. педагогикапедагогикаж ....Русско-новогреческий словарь
  63. педагогикаoppdragelseslre pedagogikk undervisningslre акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школове...Русско-норвежский словарь
  64. педагогикаpedagogika...Русско-польский словарь
  65. педагогикажpedagogia f акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русско-португальский словарь
  66. педагогикапедагогика педагогика илми таълиму тарбия...Русско-таджикский словарь
  67. педагогикажeitbilim pedagoji акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русско-турецкий словарь
  68. педагогикаpedagogika vychovatelstv...Русско-чешский словарь
  69. педагогикасущ.жен.педагогика врентсе воспитаны парассине тпчекен йсллх народная педагогика халх педагогики амрксене с парса устермелли халхра авалтан ирпленн йркесемпе мелсем...Русско-чувашский словарь
  70. педагогикаpedaggik.strong pedagogik...Русско-шведский словарь
  71. педагогика.strong kasvatusteadus.strong pedagoogika...Русско-эстонский словарь
  72. педагогикапедагогикаСинонимы акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педология сурдопедагогика тифлопедагогика школоведение...Русское словесное ударение
  73. педагогикаискусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой педагогики не только передавать знания но формировать полноценных людей. Педагогика носит не только интеллект...Сверхкраткий философский словарь
  74. педагогикагреч.em лат. неангичное словообразование обучение наукам в процессе воспитания образования. акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика п...Словарь античности
  75. педагогикаПЕДАГОГИКА греч. Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о вос...Словарь иностранных слов русского языка
  76. педагогиканаука о воспитании человека. Педагогические учения появились в Древней Греции в V IV вв. до н. э....Словарь исторических терминов
  77. педагогикагреч. paidagogike наука об обучении и воспитании человека раскрывает сущность цели задачи и закономерности обучения и воспитания их роль в жизни общества и развитии личн...Словарь конфликтолога
  78. педагогикаПедагогика наука о воспитании детей. Педагогика в сущности говоря охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны поскольку она ставит проблем...Словарь Л. С. Выготского
  79. педагогикаотрасль науки раскрывающая сущность закономерности образования роль образовательных процессов в развития личности разрабатывающая практические пути и способы повышения их...Словарь по педагогической психологии
  80. педагогикаПЕДАГОГИКА иem ж.iСр.лат. pedagogica.Наука о воспитании и обучении.Сия наука она называется Педагогикою еще мало извfontстна. Приб. МВ . Они имfontют уже нынfont довольн...Словарь русского языка XVIII в
  81. педагогикапедагогика сущ. колво синонимов акмеология андрагогика дефектология дидактика логопедия олигофренопедагогика педагогия педология сурдопедагогика тифло...Словарь синонимов II
  82. педагогикаБазовая для методики преподавания иностранных языков и лингводидактического тестирования как раздела методики наука. П. как и тестирование связана с учебным процессом ее ...Словарь терминов и понятий тестологии
  83. педагогиканаука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности онапредставляет собой науку о сущности закономе...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  84. педагогикаПЕДАГОГИКА греческое paidagogike наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения поя...Современная энциклопедия
  85. педагогикаПЕДАГОГИКА издательскополиграфическое объединение в Москве организовано в . Включает издательства Педагогикапресс преемник издательства Педагогика ведет историю с выпус...Современный энциклопедический словарь
  86. педагогикаПЕДАГОГИКА греч . paidagogike наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появил...Современный энциклопедический словарь
  87. педагогикабуквально с греческого вождение детей совокупность представлений знаний норм техник и умений накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей...Социологическая энциклопедия
  88. педагогиканаука изучающая сущность закономерности тенденции и перспективы развития педагогического процесса....Терминологический словарь. Педагогические технологии
  89. педагогикапедагогика сущ.em ж.em употр. нечасто Морфология нет чего педагогикиstrong чему педагогикеstrong вижу что педагогикуstrong чем педагогикойstrong о чм о педагогике Педаго...Толковый словарь Дмитриева
  90. педагогикаПЕДАГОГИКА ж. греч. наука о воспитании и обучении детей молодежи. Педагогический институт образующий учителей. Педагог человек посвятивший себя этому предмету....Толковый словарь живого великорусского языка
  91. педагогикапедагогика [гр. paldagdgike] наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. советская педагогика базируется на прочном фундаменте марксистсколенинской теории и и...Толковый словарь иностранных слов
  92. педагогикаПЕДАГОГИКА и ж. . Наука о воспитании и обучении. Детская п. наукао воспитании и обучении детей. Вузовская п. П. профессиональногообразования. . Воспитательные приемы возд...Толковый словарь Ожегова
  93. педагогикаПЕДАГОГИКА педагогики мн. нет ж. греч. paidagogike. Наука о методах воспитания и обучения....Толковый словарь русского языка II
  94. педагогикапедагогика педагогика и ж. Наука о воспитании и обучении. Детская п. наука о воспитании и обучении детей. Вузовская п. П. профессионального образования. Воспитательные пр...Толковый словарь русского языка II
  95. педагогикаПЕДАГОГИКА и ж. . Наука о воспитании и обучении. Детская педагогика наука о воспитании и обучении детей. Вузовская педагогика Педагогика профессионального образования. . ...Толковый словарь русского языка
  96. педагогикаУдарение в слове педагогикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове педагогика...Ударение и правописание
  97. педагогикаRzeczownik педагогика f pedagogika f...Универсальный русско-польский словарь
  98. педагогикаПЕДАГОГИКА от греч. pais мальчик и agogos руководительучение о воспитании искусство воспитания наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совоку...Философская энциклопедия
  99. педагогикаот греч. pais мальчик и agogos руководитель учение о воспитании искусство воспитания наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлен...Философский энциклопедический словарь II
  100. педагогикапедагогика педагогики педагогики педагогик педагогике педагогикам педагогику педагогики педагогикой педагогикою педагогиками педагогике педагогиках Источник Полная акцент...Формы слова
  101. педагогикаОпад Опа Окапи Ока Ода Копие Копа Код Кипа Кепи Кед Кеа Капо Кап Каг Идо Ида Иго Едок Едко Еда Доп Док Дог Дико Диего Депо Деп Дек Дак Гопак Годик Год Гога Гко Опак Опека...Электронный словарь анаграмм русского языка
  102. педагогикаПедагогика греч. наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом см. но взгляды на задачи воспитания его объем и состав высказы...Энциклопедический словарь
  103. "педагогика"ПЕДАГОГИКА издательскополиграфическое объединение в Москве организовано в . Включает издательства Педагогикапресс преемник издательства Педагогика ведет историю с выпу...Энциклопедический словарь естествознания
  104. педагогикагреч. наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом см. но взгляды на задачи воспитания его объем и состав высказывались еще ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  105. педагогикаПедагогика греч.em paidagogike наука о воспитании человека раскрывает сущность цели задачи и закономерности воспитания его роль в жизни общества и развитии личности проц...Энциклопедия культурологии
  106. педагогикаот греч. paidagogike наука о воспитании человека англ. pedagogy нем. Padagogik. Наука о воспитании и обучении раскрывает сущность цели задачи и закономерности воспитани...Энциклопедия социологии