Педагогический терминологический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

— направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых самостоятельной профессиональной деятельностью. С учётом интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализированных учреждений общего и профессионального образования, культурно-образовательных, досуговых и т.п. Необходимость О.в. обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и, т.о., возможностей его рационального использования. В настоящее время значение О.в. усиливается происходящей структурной перестройкой экономики и обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значительного числа лиц трудоспособного возраста.
Исторически зарождение О.в. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры.
С середины 20 в. О.в. чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. Наиболее распространённая форма О.в. - обучение в свободное время. О.в. в системе повышения квалификации осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателя (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.
В России предпосылки для развития О.в. возникли в 60-70-е гг. 19 в. с открытием воскресных школ. В конце 19 в. появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т.ч. Шанявского университет, осн. в 1908). Действовали также народные библиотеки, читальни и народные дома (см. Внешкольное образование).
После 1917 важнейшими задачами О.в.стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т.п., на селе - избы-читальни (её разновидности - красная яранга, красная юрта и т.п.), в административных центрах - народные дома. В полном объёме эти работы не были реализованы гл.о. из-за материальных трудностей. В советской педагогической теории 20-30-х гг. О.в. трактовалось как часть внешкольного образования. Постепенно это название было вытеснено другими терминами: "политико-просветительская работа", а позже "культурно-просветительская работа", которые точнее отражали её содержание и направленность. 1-й Всерос. съезд по внешкольному образованию (1919) одобрил следующие единые принципы просветительской работы среди взрослых: поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О.в. занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские (см. Пролеткульт) и другие общественные организации. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах народного образования были созданы специальные, т.н. внешкольные отделы для руководства О.в. (см. Главполитпросвет). В 20-х гг. сеть собственно школ для взрослых объединяла школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа, в которых кроме общеобразовательных преподавались и специальные предметы. До середины 20-х гг. общее среднее О. в. осуществлялось также через рабочие факультеты. С середины 20-х гг. возникли формы О.в., призванные обеспечить различные образовательные запросы и возможности учёбы: рабочие университеты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926). В 1930 созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т.н. производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (общее образование в объёме 7 классов и техническая подготовка). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В сельской местности создавались комбинаты колхозно-совхозного образования. Расширялись масштабы заочного обучения. В 1936 вечерние школы взрослых были унифицированы, определены 2 их типа - неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы; срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы; 3 года).
Обучение без отрыва от работы. К концу 30-х гг. вечерние и заочные школы стали осн. формой общего О.в. В 1930-41 Наркомпрос РСФСР выпускал журнал "Школа взрослых" (название менялось). По мере распространения всеобщего обучения учреждения О.в. интегрировались в единой системе образования страны. Культурно-образовательные функции выполняли также дома культуры (с 1930), основой которых была самодеятельность населения. В 1945 система учреждений О.в. была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. Было создано (1947) Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1962 общество "Знание"). В 50-х гг. реорганизована система клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты. Большее распространение получило повышение квалификации работников. В 50-х гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям и др.
С 80-х гг. культурно-просветительная работа в трудах некоторых теоретиков стала переосмысливаться как специфический вид досуговой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами.
В 90-е гг. появилось большое число разнообразных курсов, школ и других учебных заведений для взрослых, осуществляющих обучение новым профессиям и специальностям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 173-174)
См. такжеВечернее обучение, Вечерние школы, Внешкольное образование, Главполитпросвет, Заочное обучение, Пролеткульт
Ч44

  1. образование взрослыхпроцесс и система обучения и воспитания граждан выступающих субъектом права созидательного труда семьи обеспечивающий защиту конституционного строя нравственности здоровь...Нравственное развитие взрослого человека
  2. образование взрослыхсфера образовательных услуг формального и внеформального образования для лиц отнесенных к взрослым обучающимся. ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ составная часть системы образования ...Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей
  3. образование взрослых.Образование взрослых система учреждений и образовательных программ предназначенных для лиц обладающих или обладавших ранее статусом оплачиваемого работника. Источникstr...Официальная терминология
  4. образование взрослыхсоставная часть системы образования ее относительно обособленное подразделение основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его ...Профессиональное образование
  5. образование взрослыхнаправление в образовании обеспечивающее удовлетворение образоват. потребностей лиц занятых самостоятельной проф. деятельностью. С учтом образоват. интересов и возрастных...Российская педагогическая энциклопедия
  6. образование взрослыхсистема государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образованиевзрослых включает создание школ для взрослых организаци...Словарь терминов по общей и социальной педагогике