Педагогический терминологический словарь

ИГРУШКИ

— предметы, предназначенные для развлечения ребёнка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития.
На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребёнка. Назначение И. тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определённых возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие ребёнка. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие И., которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребёнка к общению посредством И., которой манипулирует в поле зрения ребёнка. Младенец активно реагирует на это, находит И. взглядом, следит за ней; звучание И. прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 мес ребёнок не только смотрит на И., но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребёнка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые И., которыми ребёнок манипулирует чаще и более охотно. И. для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких И. прежде всего должны присутствовать лёгкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними даёт младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребёнка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних.
Помимо погремушек хороши резиновые И.-пищалки, специальные (не рвущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие И. младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, а вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую И. малыш часто берёт в рот).
В раннем возрасте (1-3 года) ребёнку подбирают новые И.Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребёнок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлён в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений ребёнка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребёнок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности.
Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определённые пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учёт свойств предметов (их формы, величины и т.д.), которому ребёнок постепенно научается под руководством взрослого.
Т.о., переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления.
Помимо И. с закреплёнными функциями ребёнок открывает для себя особые - т.н. полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие вещи. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопатки, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания. Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребёнок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения.
В раннем возрасте ребёнок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой И.: кукла наделяется определёнными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений.
В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким И. и куклам, но обнаруживается также интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований.
При выборе детьми И. сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребёнком тех или иных И. позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола.
С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим И., но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности.
Для детей младшего школьного возраста и подростков разрабатываются И. с использованием современных технологий (электронные, кибернетические, аудиовизуальные и др. устройства), различные конструкторы, трансформеры и пр. Большой популярностью (особенно за рубежом) пользуются компьютерные самообучающиеся И.-роботы, имитирующие поведение домашних животных, сказочных персонажей и пр.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 99-100)
Ч491.847

Синонимы:
проделка, проказа


  1. игрушкидетские игрушкиСинонимы проделка проказа...Большой русско-английский фразеологический словарь
  2. игрушкисудя по изображ. Эрота в Помпеях в античности дети играли в те же игры и такими же И. что и сегодня. У них в частн. были жесткие и мягкие мячи четырех видов набитые конск...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. игрушкисудя по изображ. Эрота в Помпеях в античности дети играли в те же игры и такими же И. что и сегодня. У них в частн. были жесткие и мягкие мячи четырех видов набитые конск...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. игрушкиЕсли вам приснилось что вы перебираете множество самых разнообразных игрушек постарайтесь избавиться от комплексов которые мешают вам ощутить прелесть сексуальных отношен...Интимный сонник
  5. игрушкиИгрушки Должны быть всегда научного характера.Синонимы проделка проказа...Лексикон прописных истин
  6. игрушкикорень ИГР суффикс УШК окончание И Основа слова ИГРУШКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИГР УШК И Слово Игрушки содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  7. игрушкиспециально изготовленные предметы дет. игр одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. должны быть педагогически целесообразными художественно приемлемыми и отве...Российская педагогическая энциклопедия
  8. игрушкиойыншытар...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  9. игрушкиSpeelgoed...Русско-нидерландский словарь
  10. игрушкиСудя по изображениям Эрота в Помпеях в античности дети играли в те же игры и такими же И. что и сегодня. У них в частности были жесткие и мягкие мячи четырех видов набиты...Словарь античности
  11. игрушкиИГРУuШКИstrong шек мн. Ерунда безделица.strong Проказы проделки чьил. хитрости.Партийные игрушки Деньги доход. из уг. проделка проказа...Словарь русского арго
  12. игрушкиигрушки проделка проказа Словарь русских синонимов. игрушки сущ. колво синонимов проделка проказа Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы проделка проказа...Словарь синонимов II
  13. игрушкиигрушки проделка проказа...Словарь синонимов
  14. игрушкиВидеть во сне игрушки предвещает печаль скуку и разочарование в жизни. Много детских игрушек означают что будете иметь многочисленное потомство. Покупать во сне игрушки о...Сонник от А до Я
  15. игрушкиБудешь иметь много детей....Сонник Хассе
  16. игрушкибессмысленное увлечение ненужным делом потеря времени и денег....Старинный сонник