Педагогический терминологический словарь

ЗВУКОВОЙ СПОСОБ( ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

— основан на изучении звуков речи и их письменных обозначений - букв. Разработан немецким педагогом Г. Стефани (начало 19 в.), определившим понятия "звук", "буква", "название буквы". Он использовал приём "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными. Аналогичный способ в России был распространён Н.А. Корфом; он ввёл также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе. З.с. способствовал сокращению срока обучения грамоте до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес.
Переходным к З.с. считается способ Л.Н. Толстого, отрицавшего искусственное произношение отдельных звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги. Одновременное обучение чтению и письму сближает этот способ обучения грамоте со звуковым аналитико-синтетическим способом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 95)
См. такжеИстория образования в России
Ч426.131(2)02-255.1