Педагогический терминологический словарь

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

— в России 19 в. закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом Д.и. можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей (см. Александровский лицей). Существовало 5 Д.и.: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Н. Новгороде (1844-1917) и Благородный институт в Варшаве (1844-63). Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет.Д.и. были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным.
В институты принимались мальчики 10-12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами.
Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя. 6-летний курс Д.и. включал наряду с осн. гимназическими предметами логику, эстетику, философию, обучение искусствам, фехтованию, верховой езде, углублённое изучение иностранных языков. Преподавались естественная история, специальные предметы (ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и пр.). По большей части дисциплин проводились ежегодные испытания. По окончании Д.и. воспитанники получали право поступления в университет без дополнительных экзаменов.
Д.и. не получили в России распространения, т.к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, а широкая сеть гимназий (в т.ч. с пансионами) удовлетворяла потребность в классическом образовании. Содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ.
(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 60)
Ч424(28)731

  1. дворянские институтызакрытые мужские сословные общеобразовательные учебновоспитательные учреждения для дворянских детей. Основная цель Д. и. подготовка к дальнейшему образованию в университ...Большая Советская энциклопедия II
  2. дворянские институтыв е гг. кон. в. закрытые мужские средниеобщеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России готовившиек поступлению в университет. Дворянские институты были уч...Большой энциклопедический словарь II
  3. дворянские институтыДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ в е гг. кон. в. закрытые мужские средние общеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России готовившие к поступлению в университет. Дворя...Большой энциклопедический словарь III
  4. дворянские институтыДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ в е гг. кон. в. закрытые мужские средние общеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России готовившие к поступлению в университет. Двор...Большой Энциклопедический словарь V
  5. дворянские институтыс х гг. до кон. в. закрытые мужские общеобразоват. уч.воспитат. заведения готовившие к поступлению в унт. Учреждены в Москве Вильнюсе Пензе Нижнем Новгороде и др. г...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. дворянские институтыдворяндар институты...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  7. дворянские институтыв тридцатые годы и до конца XIX в. закрытые мужские средние общеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России. Готовили для поступления в университет....Словарь исторических терминов
  8. дворянские институтыДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ в е гг. кон. в. закрытые мужские средние общеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России готовившие к поступлению в университет. Дворя...Современный энциклопедический словарь
  9. дворянские институтыДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ в е гг. кон. в. закрытые мужские средние общеобразовательные учебновоспитательные учреждения в России готовившие к поступлению в университет. Двор...Энциклопедический словарь естествознания