Педагогический терминологический словарь

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

(англ.authorial school; нем. Autorenschule, f)
— феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие А.ш. связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции и практика А.ш.обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты А.ш. мн. специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей А.ш. выступают как учёные, так и практики. А.ш. известны, как правило, по именам их создателей - "школа В.А. Караковского", "школа Е.А. Ямбурга" или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: "школа диалога культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), "школа развивающего обучения" (В.В. Давыдов), "школа самоопределения" (А.Н. Тубельский) и др. Термин "А.ш." часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий ("школа А.С. Макаренко", "школа В.А. Сухомлинского" и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)
— экспериментальное учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)
— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
(Педагогика: Учебник. Под редакцией Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)
— экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 1980-х годов. Авторским по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.
(Образование: Словарь-справочник / Авт.-сост. А.Л. Кураков. - М., 2004. С. 4)
См. такжеЭкспериментальные школы
Ч424(2)7
Ч30е(2)л1-7

  1. авторская школаучебное заведение работающее по программе отдельного ученого или научного коллектива....Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования
  2. авторская школап.п. авторлы мектеп...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. авторская школаэкспериментальное учебновоспитательное учреждение деятельность которого основана на педагогической концепции разработанной одним педагогом или авторским коллективом. Стат...Профессиональное образование
  4. авторская школав Рос. Федерации и др. республиках экспериментальное уч.воспитат. учреждение деятельность крого основана на ведущей психол.пед. концепции разработанной автором или ангорс...Российская педагогическая энциклопедия
  5. авторская школаобразовательное учреждение работающее по собственной оригинальной программе отличной от программ массовой школы....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  6. авторская школаструктурно организованный коллектив обучаемых созданный педагогом на основе собственной образовательной концепции являющейся результатом личного практического опыта или э...Современный образовательный процесс