Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

XOCE ЛЕСАМА ЛИМА (JOSÉ LEZAMA LIMA. 19101976)

ЛИТЕРАТУРА КУБЫ

— католический поэт,философ, прозаик, эссеист, переводчик европейской поэзии, в частности Сен-ЖонПерса. Его имя называют в числе наиболее оригинальных и масштабных писателейЛатинской Америки XX в. Создатель чрезвычайноусложненной, не имеющей аналогов поэтической системы мироздания, в которой Образ (Imago) является реальностью незримого мира, неким абсолютом,ключевой понятийной категорией, наделенной бесконечными возможностями постижениявысших смыслов бытия, религии и искусства.Философские и поэтическиеконцепты Лесамы, обладавшего феноменальной эрудицией, восходят к учениюнеоплатоников и Блаженного Августина. На его творческой манере сказалосьвлияние самого герметичного испанского поэта — Луиса Гонгоры,а также кубинского поэтаХосе Марта. Критикапрослеживает воздействиеЧестертона, Клоделя и других католических писателей Европы. Барочная поэзияЛесамы — это мощный каскад своевольных,трудных для восприятия метафор, открытыхи зашифрованных аллегорий и цитат, экзотических реалий карибских тропиков, этовнезапные перепады интонационных и ритмических линий, это причудливоесочетание разных лексических пластов испанского языка. Поэтический мир Лесамывобрал в себя мистику и мифологию, христианство с культом Богоматери и основыорфизма, наследие древней и современной мировой культуры и карибскуюментальность Нового Света. Одна из коренных тем его поэтических произведений —сама поэзия в ее возможных и невозможных прорывах за черту зримой реальности.Поэтическое наследие Лесамы составляют изданные при жизни поэма «СмертьНарцисса» (1937), сборник стихотворений «Мой враг — эхо» (1941), «Приключенияукрадкой» (1945), «Запечатленность» (1949) и «Даритель» (1960). В 1966 г. вышло «Полное собрание поэзии» ЛесамыЛимы и посмертным изданием — поэтический сборник «Влекомые к центру» (1977). Посвоей сложности и завораживающей силе барочные стихи Лесамы Лимы, лишенныесоциального посыла, не имеют параллели в Латинской Америке. Огромную роль вразвитии кубинской культуры сыграли литературно-общественные илитературно-философские журналы, основателем и руководителем которых был Лесама Лима, наделенныйпрекрасными организаторскими способностями. Его кровным детищем стал журнал«Орихинес» (1944—1956), вокруг которого сгруппировались его единомышленники,отстаивающие самобытность кубинской культуры, аполитичность поэзии, догматыкатолической веры и высокие патриотические идеи. Этот журнал дал имя группеталантливых кубинских поэтов и художников, бессменным лидером которой былЛесама Лима. Группа «Орихинес», возникшая в тяжелые и смутные времена для Кубы,сумела вывести кубинскую литературу и искусство на мировой уровень. Поэтическийдар Лесамы проявился в его прозе, в поэтических и философских эссе, в аналитическихи литературоведческих очерках, в импрессионистских хрониках и журнальныхзаметках. Блистательные эссе Лесамы о поэтическом языке, о родовом началекубинской национальной культуры, о европейской поэзии и великих испанскихпоэтах — бесспорный вклад в сокровищницу мировой эссеистики. Общемировуюизвестность принес Лесаме Лиме философско-аллегорический роман «Рай».

Рай(Paradiso. 1966)

— произведение,которое можно считать парафразом дантовских странствий. Этот многоплановый,новаторский по своему образному строю и композиции роман дает богатыевозможности для интерпретации его смыслов и посылов. Самыевысокие литературные авторитеты Латинской Америки и Европы даливосторженные оценки роману, после чего он был переведен на ряд европейскихязыков. Описание жизненных циклов главного персонажа романа — Хосе Семи,воспроизводящих многие факты биографии самого Лесамы Лимы, то полностьюпогружается в реальный исторический контекст, то переносится во вневременноепространство, перенасыщенное философскими диалогами, персонажами-образами иперсонажами-символами, взятыми из арсенала лесамовской концепции мира. Роман«Рай», где показаны этапы формирования творческой личности, устремленной кпознанию Сокрытого, можно назвать и семейной хроникой, и исповедальнымроманом, и одновременно философским трактатом, и развернутой метафорой, игимном эросу, и оригинальной карибской мистерией. Этому роману было посвященонесколько международных симпозиумов и коллоквиумов. Посмертно опубликованнеоконченный роман Лесамы «Оппиано Ликарио», где действуют главные ивторостепенные персонажи «Рая»,помещенные в разные географическиеи временные пространства. Этот умозрительный роман с еще более сложной для восприятия образной структурой, представляет собой огромноеэссе, в котором утверждается целостность и взаимозависимость зримого инезримого мира.

Произведения

Избранные произведения: Стихи, эссе / Сост. С. Витьер и Б.Дубин; Предисл. А. Э. Прието. — М.:

Худож. лит., 1988. - 414 с.

Órbita deLezama Lima / Ens. prelim., sel. y notas de A.Alvarez Bravo. — Habana: Unión, 1966.—

392 р.; Poesía,cuentos, ensayos, novelas. — Buenos Aires: Alvarez, 1968. — 339 р.; Paradiso.— Habana: Unión, 1966. — 617 р.; OppianoLicario. — México: Era, 1977. — 232 p.

Литература

Витьер С. Хосе Лесама Лима: Обретение Рая. — Лат. Америка,1993, № 12, с. 22—38; Витьер С. Хосе Лесама Лима: Начало пути. — Лат. Америка,1989, № 5, с. 91 — 106. ColoquioInternacional sobre la obra de José Lezama Lima. T. I-II— Madrid:Fundamentos, 1984; González R. Lezama Lima:El ingenuo culpable. — Habana: Letras Cubanas, 1988.— 187 р.; Recuerdoa José Lezama Lima. — Cuadernos hispanoamericanos, Madrid, 1976, № 318, p. 451—719; Ruiz Barrio-nuevo C.— El «Paradiso» de Lezama Lima. — Madrid: ínsula, 1980. — 121 p.