Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

TOPKBATO TACCO (TORQUATO TASSO. 15441595)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— поэт, творчество которого отмечено чертами кризисакультуры Возрождения. Tacco родился в Сорренто в семьеизвестного в то время поэта. Рано потеряв мать, Торквато много ездил с отцом поИталии: он жил в Урбино, Венеции, Падуе, Болонье, Ферраре. Отец настаивал,чтобы сын изучал право, однако с юных лет пристрастие Торквато было отданопоэзии. После многолетних странствий Tacco обосновался вФерраре, где поступил на службу сначала к кардиналу д'Эсте (1565), а затем кгерцогу Альфонсу II (1572). В 1560-х — первой половине1570-х гг. его творчество было исключительно интенсивным: в 1562 г. он написалрыцарскую поэму «Ринальдо», в 1567— 1570 гг. — «Рассуждения о поэтическомискусстве»; в 1573 г. была поставлена его драма-пастораль «Аминта» (о любвипастуха Аминты к нимфе Сильвии). В течение десяти лет (1565—1575) он работалнад главным произведением своей жизни — грандиозной поэмой «Освобожденный Иерусалим».К этому времени у поэта проявляются первые признаки тяжелого психическогозаболевания, вызванного мучительной раздвоенностью его чувств и мыслей:мироощущение человека эпохи Возрождения, оправдание радостей чувственной любви,наслаждений, поклонение земной красоте боролись в нем со страхом перед небеснымвозмездием, перед преследованиями инквизиции. Ряд лет (1579—1586) Tacco провел в госпитале св. Анны — феррарском доме умалишенных,терзаясь мыслями о греховности своего существования. Тяжесть его душевногосостояния усугублялась нападками клерикалов на поэму «Освобожденный Иерусалим».Впоследствии под их давлением Tacco переработал поэмуи издал ее под заглавием «Завоеванный Иерусалим» (1593). Последний периодтворчества поэта — свидетельство его душевной надломленности. Трагическаясудьба Tacco породила ряд легенд, позднее использованных в литературе(например, Гёте).

Освобожденный Иерусалим(La Gerusalemme liberata. 1575)

_ поэма, повествующая о том, как крестоносцы во главе сГотфридом Бульонским осадили Иерусалим и после ожесточенных битв одержалипобеду над «неверными». В сюжет поэмы вплетено множество эпизодов, говорящих овсепобеждающей силе любви: добровольно принимают смерть влюбленные Олинд иСофрония — каждый из них, чтобы спасти другого, берет на себя вину в содеянном;забывает свой христианский долг в роскошных садах волшебницы Армиды рыцарьРинальдо. Tacco вводит в поэму идеи христианского благочестия и всякий разпоказывает победу религиозно-христианского начала над чувственно-языческим.Однако художественная сила поэмы заключена именно в ярких, красочных,насыщенных полнокровным ощущением жизни образах и ситуациях.

Произведения

Аминта: Отрывок; Освобожденный Иерусалим: Отрывок;Стихотворения / Пер. Е. Солоновича. — В кн.: Европейские поэты Возрождения, М.,1974, с.; 160—178; Аминта: Пастораль/ Пер. М.Столярова и М. Эйхенгольца; Вступ.ст. и коммент. М. Эйхенгольца. — М.; Л.: Academia, 1937. — XXXI, 119 с.; Освобожденный Иерусалим: В 3 т. / Пер. размеромподлинника Д. Мина. — СПб.: Суворин, 1900. Gerusalemme liberala; Aminta, rimescelle e versi dalla Gerusalemme conquislata, dal Rinaldo e dal Mondo creato / A cura di L. de Vendittis. — Torino: Einaudi, 1961. — XLI, 1347 p.

Литература

Горохова Р. М. Образ Tacco в русской романтической литературе. — В кн.: От романтизмак реализму: Из истории международных связей русской литературы, Л., 1978, с.117—188.

Getto G. Nel mondo della «Gerusalemme». — Firenze: Vallecchi, 1968. — 317 p.; Natoli G.Torqualo Tasso. — Firenze: La Nuova Italia, 1958. — 197 p.