Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

OHOPE ДЕ БАЛЬЗАК (HONORÉ DE BALZAC. 17991850)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель,творчество которого явилось важной вехой в истории мировой литературы.Специфика бальзаковского реализма — в воссоздании широчайшей целостной картиныэпохи и беспощадном раскрытии внутреннего антагонизма общества. Бальзак родилсяв провинции в семье чиновника. В 1814 г. вместе с семьей он переезжает в Париж,где изучает право и служит писцом у нотариуса. Литературный успех приходит кнему не сразу. Его многочисленные ранние романы, написанные ради заработка ипечатавшиеся под псевдонимами, прошли незамеченными. Обратил на себя вниманиелишь исторический роман «Шуаны» (1829). Нуждаясь в деньгах, Бальзак пускался вразличные коммерческие предприятия, неизменно кончавшиеся крахом. Вся жизньписателя, уже имевшего большое литературное имя, была постоянной борьбой снуждой и долгами, непрерывным напряженным литературным трудом. Настоящуюизвестность принесла Бальзаку публикация сборника повестей «Сцены частнойжизни» (1830), за которым последовали другие произведения, впоследствииобъединенные писателем в многотомную эпопею под общим названием «Человеческаякомедия». В «Человеческой комедии»,включающей около ста произведений, наблюдательный художник и талантливый мастерсоздал грандиозную галерею — около двух тысяч образов представителей всехслоев французского общества — от обреченной на гибель аристократическойверхушки до крестьянства. Несмотря на то что Бальзак был монархистом пополитическим взглядам (он надеялся, в частности, что монархический режимобуздает хищников-банкиров), он признавал роль революционных преобразований иприветствовал буржуазную республику.

Гобсек(Gobseck. 1830)

— повесть, в которойвыведен образ умного и властного ростовщика, миллионера, ютящегося в темнойкаморке, чуть ли не голодающего, пренебрегающего благами, которые могли бы датьнакопленные деньги. Гобсек становится в этой повести воплощением страсти кнакопительству как таковому, стремления к власти, которую дает золото. Гобсекназывает себя молчаливым и невидимым властителем. По его словам, он подобенБогу, потому что умеет читать в сердцах людей. Гобсек держит в руках судьбысамых блистательных аристократов Парижа, грязные тайны которых раскрываются вего убогой каморке, куда приносят в заклад фамильные драгоценности, чтобыпокрыть карточные проигрыши любовников или растраты. Золото Гобсека заставляетумолкнуть материнские чувства, принуждает людей расставаться с понятиями честии человеческого достоинства.

Шагреневаякожа(Lapeau de chagrin. 1831)

— философскийроман, облеченный в фантастическуюформу. Рафаэль, молодой человек из обедневшей дворянскойсемьи, пытается честным путем пробиться в жизни. Он мечтает о деятельностиученого, нищенствует во имя бескорыстных идеалов, но, подавленный неодолимымипрепятствиями, окруженный равнодушием, становится циничным охотником заденьгами. Попав в безвыходное положение, Рафаэль собирается покончить с собой,но волшебная шагреневая кожа, обладателем которой он стал, дает ему возможностьисполнения всех желаний. Правда, как только совершается очередное желание, она сокращается и тем самымприближает его к смерти. Эгоизм Рафаэля, стремление к низменным наслаждениямприводят опустошенного и больного юношу к ранней гибели.

Неведомый шедевр(Le chef-d'oeuvreinconnu. 1831)

— повесть, в которойБальзак выразил основные принципы своей эстетики. Действие повестиразворачивается в Париже в начале XVII в. Наряду среально существовавшими лицами, фламандским живописцем Пробусом-младшим итогда еще начинающим художником Никола Пуссеном, в ней фигурирует вымышленныйгерой — старый художник Френхофер. Трагедию этого замечательного мастера, егогибель как художника Бальзак объясняет стремлением к «чистому мастерству», ксовершенной, но оторванной от реального жизненного содержания форме.

Евгения Гранде(EugénieGrandet. 1833)

— роман, в которомБальзак создал классический тип скупца в мировой литературе — старика Гранде.Его дочь Евгения — один из самых обаятельных женских образов писателя. Называясебя простым бочаром, хитрый старик является обладателем огромных богатств,которые радуют его «сами по себе», так как вся жизнь Гранде и его семьи докрайности аскетична. Своим бессердечием и жестокостью он доводит до смерти жену,разбивает счастье единственной дочери, тираня ее за нерасчетливую любовь кбедному кузену Шарлю. Гранде умирает, до последней минуты не выпуская золото изрук. Евгения остается наследницей миллионов. Забытая разбогатевшим Шарлем, онас отчаяния выходит замуж за нелюбимого ею провинциального чиновника.

Отец Горио(Le pèreGoriot. 1834)

— роман, где сособой глубиной и художественной силой раскрыта бесчеловечность отношений вбуржуазном обществе. Бальзак рассказывает трагическую историю старика Горио — впрошлом мелкого торговца, а затем обладателя большого состояния. Он доведен донищеты обожаемыми им дочерьми,которые благодаря его капиталам стали блестящими великосветскими дамами,развратными и расточительными. Горио умирает в одиночестве в жалкой каморкетретьесортного пансиона. Наряду с Горио в романе появляются два героя, которыезатем неоднократно будут фигурировать в других книгах «Человеческой комедии»:студент Растиньяк, идеалистически настроенный юноша, ставший затем, подвлиянием аморальной атмосферы буржуазно-аристократического Парижа, холодным ибесчеловечным карьеристом (в «Отце Горио» показано только начало его моральногопадения), и бывший каторжникВотрен, преступник и авантюрист, в своих философствованиях с циническойоткровенностью срывающий лицемерные покровы общества, плотью от плоти которогосам он является.

Утраченные иллюзии(Illusionsperdues. 1843)

— вторая частьтрилогии, в которую входят «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок». ИсторияЛюсьена Шардона (Рюбампре) — это рассказ о гибели романтических иллюзий вобществе, где наука, искусство, литература, журналистика продажны. Сочно и живовыписанные картины провинциальной жизни, ее аристократической и мещанскойсреды сменяются широкой панорамой жизни Парижа, куда в поисках литературных исветских успехов направляется начинающий писатель Люсьен. Он попадает в пеструютолпу литераторов, журналистов, издателей, антрепренеров, актеров. Самолюбивыйи безвольный Люсьен пытается добиться успеха путем моральных компромиссов (предательстводруга, честного ученого, торговля политическими убеждениями и т.д.). Но, запутавшисьв отношениях с людьми, терпит жизненный крах. Беспринципному и продажному мирулитературных и политических карьеристов противопоставлены провинциальныйизобретатель, друг Люсьена Давид Сешар,и группа молодых ученых, а срединих — погибший на баррикадах республиканец Мишель Кретьен, нарисованныйБальзаком с горячей симпатией. Бальзак назвал его «великим и безвестнымполитическим деятелем», который «мог бы изменить лик земли».

Блескинищетакуртизанок(Splendeurset misères des courtisanes. 1844)

— роман со сложнойинтригой и большим количеством действующих лиц — представителей самыхразнообразных слоев парижского общества: высшего света, уголовного мира, «полусвета».Связывая и сопоставляя высшее общество и парижское дно, Бальзак приходит квыводу, что нравы верхушки буржуазии и аристократии мало чем отличаются отнравов преступного мира. В центре романа — Люсьен Рюбампре и уголовныйпреступник Вотрен, выступающий под именем аббата Карлоса Эрреры и старающийсяввести Люсьена в высшее общество. Он действует методами столь же безнравственными,как и банкир Нусинген. После ряда трагических событий (самоубийство куртизанкиЭстер, любовницы Люсьена, продавшей себя ради него, заключение Люсьена иВотрена в тюрьму и т.д.) Люсьен кончает жизнь самоубийством, Вотрен же сновавсплывает на поверхность, став полицейским агентом.

Крестьяне(Les paysans. 1844)

— роман, которыйБальзак считал одним из важнейших своих произведений. В нем он показал распадаристократии в укрепившемся буржуазном обществе, обратившись на этот раз ксельской помещичье-крестьянской Франции. Писатель изображает борьбу отставногогенерала наполеоновской армии Монкорне, владельца большого поместья, скрестьянами соседних деревень. Монкорне вынужден в конце концов продатьимение. Победу торжествуют ростовщикРигу и торговец Гобертен, бывший управляющий имением. Бальзак убедительноизображает также кризис и разорениемелких землевладельцев, которыхподавляет ростовщический капитал. Мирухищников Бальзак противопоставляет старика Низрона, честногобедняка-республиканца, любимца крестьян.

КузинаБетта(Lacousine Bette. 1846)

— роман,объединенный с романом «Кузен Понс» названием «Бедные родственники» и темойлюдей, обойденных при распределении жизненных благ. В нем рассказана историязанимающей хорошее общественное положение семьи, которая, по сути, представляетсобой сборище холодных эгоистов, враждебно относящихся друг к другу, желающихдруг другу несчастья и гибели, но лицемерно старающихся соблюдать внешние формысемейных отношений. Главный сюжетный конфликт романа — годами накапливаемаяненависть Бетты к богатым родственникам и осуществление ею планов мести.

КузенПонс(Lecousin Pons. 1847)

— роман, главныйгерой которого — музыкант, честный и благородный труженик, страстно любящий живопись и тратящий многоэнергии и изобретательности на то, чтобы увеличить свое собрание старинныхпроизведений искусства. Его богатые и высокопоставленные родственникивысмеивают и всячески унижают его, не подозревая, каким сокровищем он обладает.Только когда Понс заболевает, тайна раскрывается и начинается настоящая охотаза наследством. Почтенные люди вроде председателя королевского суда Камюзо неостанавливаются ни перед чем, чтобы завладеть богатством одинокого Понса. Иесли для Понса коллекция была источником бескорыстной радости, то для егородни это лишь предмет наживы. Безнадежно больной Понс вверяет свое сокровищестарому другу, который, не осознавая ценности собрания, распродает его загроши, чтобы облегчить последние часы умирающего.

Произведения

Собрание сочинений: В 24 т. / Сост. Д. Д. Обломиевский. —М.: Правда, 1960; Собрание сочинений: В 10 т. / Под общ. ред. Н.Балашова и др.;Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Худож. лит., 1982—1987; Собрание сочинений: В 10т. — М.: Аванта+, 1995; Евгения Гранде / Пер. Ф.Достоевского; Ред. и коммент.Л.Гроссмана; Вступ. ст. В. Гриба, Л.Гроссмана. — М.; Л.: Academia, 1935. — LXXVII, 309 с.; Утраченные иллюзии / Пер.Н.Яковлевой; Вступ. ст. Р. Резник. — М.: Худож. лит., 1973. — 605 с. — (Б-кавсемирн. лит.); La comédie humaine: En 4 vol. / Éd. publ. sous la dir. de P.-G.Castex. —Paris: Gallimard, 1976; Illusions perdues / Предисл. и коммент. Н.Игнатьева. — М.: Ed. en langues étrang., 1952. — XV, 711 p.; La peau de chagrin / Предисл. и коммент. И.А.Лилеевой. — 2 éd. — M.: Éd. enlangues étrang., 1963. — 285 p.; Le père Goriot: Scènes de la vie privée. — M.:Éd. en langues étrang., 1959. — 291 p.; Splendeurs et misères descourtisanes. — Paris: Éd. français réunis, 1955. — 448 p.

Литература

Бальзак в воспоминаниях современников / Сост., вступ. ст.И. Лилеевой. — М.: Худож. лит., 1986. — 558 с.; Вюрмсер А. Бесчеловечнаякомедия / Предисл. И. А. Лилеевой. — М.: Прогресс, 1967. — 647 с.; КучборскаяЕ. П. Творчество Бальзака. — М.: Высш. школа, 1970. — 255 с.; Моруа А.Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Н.Немчиновой, Я.Лесюка; Предисл.Ф.Наркирьера. — М.: Прогресс, 1968. — 638 с.; Обломиевский Д. Бальзак: Этапытворческого пути. — М.: Гослитиздат, 1961. — 590 с.; Паевская А. В., ДанченкоВ. Т. Оноре де Бальзак: Библиогр. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз,1830—1964 гг. / Вступ. ст. И. А. Лилеевой. — М.: Книга, 1965. — 428 с.; РеизовБ. Г. Бальзак: Сб. статей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 330 с.; ЦвейгС. Бальзак / Пер. А. Голембы; Предисл. и коммент. Н.Муравьевой. — 2-е изд. —М.: Мол. гвардия, 1962. — 494 с. — (Жизнь замечат. людей). Barbéris P. Le monde de Balzac.— Paris: Arthaud, 1973. — 603 p.; Bellesort A. Balzac et son oeuvre. — Paris: Perrin, 1946. — 373 p.; Bertault P. Balzac. — Nouv. éd. rev. et augm. —Paris: Hatier, 1966. — 234 p.