Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЯРОСЛАВ СЕЙФЕРТ (JAROSLAV SEIFERT. 19011986)

ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

— поэт. Родившийся и выросший в рабочем предместье Праги,он с детства мечтал о занятиях литературой, но материальное положение семьи непозволило ему закончить гимназию. Свои первые стихи и критические заметки юношаотносит в литературное приложение к социал-демократической газете «Праволюду». В среде левой интеллигенции способный дебютант сразу был отмечен.Сейферта приглашают на работу в газету «Руде право». Это было времяреволюционного брожения, революционныхнадежд, революционной поэзии. Сейферт сближается с молодыми литераторами ихудожниками, мечтающими о новом, справедливом устройстве мира и революции вискусстве. Одной из первых книг революционной поэзии явился поэтический сборникЯ. Сейферта «Город в слезах» (1921). Чешская поэзия еще не знала такогоизображения Праги. Поэт сумелпо-новому, глазами обездоленныхтружеников взглянуть на столицу Чехословакии.Не страшась будничности и прозаичности темы, он описывает тщедушныхдетей с рабочих окраин, безрукого солдата Первой мировой войны, голодногобедняка у витрин богатых магазинов, обитателей доходного дома в предместье...Сейферт ненавидел уродливую жизнь этого города и был убежден, что скоро на этихсерых улицах зазвучит «победная симфония революции». Но уже в следующемсборнике «Только любовь» (1923) характер поэзии Сейферта меняется. Исходным принципом творчества молодого поэтастановится провозглашенный литературно-художественной группой «Деветсил» отказот изображения тяжелого в жизни, социальных проблем. В подобном стиле выдержани сборник «На волнах TSF» (1925). Эти сборники возникли наоснове впечатлений поэта от поездки в 1923 г. по Франции и Швейцарии.Решительную смену настроения, тематики и образной системы принес сборник«Соловей поет плохо» (1926), в котором он вновь посмотрел на действительностьбез розовых очков. Самостоятельный раздел сборника составили стихи о СоветскомСоюзе, где поэт побывал в 1925 г. как член делегации деятелей чехословацкойкультуры. Это было первое в чешской литературе поэтическое свидетельствоочевидца о стране Октября. Сейферта увлекает российская экзотика: московскиецеркви, запущенные дворцы, барахолка. Но к мысли о революции у него сразу жепримешиваются воспоминания о пролитой крови, и этот образ пугает поэта,увидевшего в России в первую очередь «кладбище истории». В последующихсборниках «Почтовый голубь» (1929), «Яблоко из лона» (1933), «Руки Венеры»(1936) обнаружились сильные стороны таланта Сейферта: умение просто и задушевносказать о любви к природе, к женщине. В стихах он добивается большойпластичности и напевности, все явственнее сказывается его тяготение клирической поэзии. Накануне оккупацииЧехии Сейферт был среди поэтов, первыми поднявших свой голос противзахватчиков. Он создает сборник патриотической лирики «Погасите огни» (1938).История чешской культуры и нетленная красота Праги становятся темой его поэзиивремен оккупации: «Веер Божены Немцовой» (1940), «Одетая светом» (1940),«Каменный мост» (1944). С огромным подъемом встретил поэт освобождение своейстраны. В сборнике «Каска глины» (1945) он восславляет пражское восстание,чешскую столицу, сбросившую фашистское ярмо, реющее на ветру красное знамя,бессмертный подвиг Сталинграда. По мотивам картин и рисунков Микулаша АлешаСейферт создает сборник удивительно светлой и немного грустной лирики «Шелбедный художник по свету» (1949). Рисунками самобытного чешского художникаЙозефа Лады вдохновлены стихи сборника «Мальчик и звезды» (1956). Воспоминанияо детстве нашли отражение в сборнике «Мама» (1954). После десятилетнегоперерыва, вызванного тяжелой болезнью, в 1965 г. Сейферт издает сборник «Концертна острове». Книга написана свободным стихом, и это уже не песни, а скореевзволнованный разговор с читателем о пережитом за долгую жизнь. В следующихсборниках «Комета Галлея» (1967), «Отливка колоколов» (1967), «Зонтик сПиккадилли» (1979) Сейферт по-прежнему черпает сюжеты в воспоминаниях инепосредственно в действительности. Тяжелая болезнь, в последнее десятилетиежизни подолгу державшая поэта в больнице, не отучила его радоватьсяпрекрасному. О красоте женщины он пишет в стихах даже самого мрачного поколориту сборника «Моровой столб» (1981), насквозь пронизанного мотивамиболезни и близкой смерти. С новой силой любовь к жизни и искусству прозвучала вкниге «Быть поэтом» (1983). В 1984 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

Произведения

Прощание с весной: Избранная лирика / Сост. и предисл. С.Шерлаимовой. — М.: Радуга, 1987. — 184 с. Jabko z klina; Ruce Venušiny;Jaro, sbohem. — Praha: Českosl. spis., 1990. — 218 s.; Město v slzách; Samá láska;Svatební cesta; Slavík zpívá špatně. — Praha: Českosl. spis., 1989. — 266 s.; Zápas sandělem. — Praha: Českosl. spis., 1981. — 317 s.

Литература

Гаврон E. «...B моей руке цветок не отцветает». — Иностр. лит., 1988, № 4,с. 237—239. Janouch F.Šel básník chudě do světa (Nobelova cenapro Jaroslava Seiferta). — Praha: Českosl. spis., 1995. - 336 s.