Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ (JAROSŁAW IWASZKIEWICZ. 18941980)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— писатель универсального дарования, оставивший огромноехудожественное наследие. Поэт, прозаик, драматург, музыковед, литературныйкритик, переводчик, Ивашкевич был современником нескольких литературных эпох,нашедших отражение в его творчестве. Ивашкевич родился в деревне Кальник подКиевом, учился в елисаветградской и киевской гимназиях, на юридическомфакультете Киевского университета и одновременно в консерватории. В 1915 г. ондебютировал стихотворением «Лилит» в киевском еженедельнике «Перо». В октябре1918 г. Ивашкевич переезжает в Варшаву, где становится активным участникомавангардистских литературных групп «Под пикадором» и — позже — «Скамандр». Этопериод увлечения Рембо и Уайльдом, Ницше и Бергсоном. В поэзии превалирует тонтревожного беспокойства, подобно Рембо Ивашкевич стремится создать атмосферу«мистифицированной повседневности». Для прозы первого периода — повесть«Зенобия. Пальмура» (1920), роман «Гилярий, сын бухгалтера» (1923) — особоезначение имело знакомство с творчеством Уайльда. Она отмечена тем жепреклонением перед «чистой» красотой, мотивами жестокой любви и одиночества. В30-е гг. творчество Ивашкевича достигает зрелости. Он публикует несколько новыхпоэтических сборников, пробует силы в драматургии — «Лето в Ноане» (1937),«Маскарад» (1939), в жанре художественной биографии — «Фредерик Шопен» (1938) иисторического романа — «Красные щиты» (1934). Но подлинным триумфом Ивашкевичастал выход нескольких сборников рассказов — «Барышни из Волчиков» (1933),«Мельница на Утрате» (1936), «Два рассказа» (1938). В них оформился стильписателя, доминантными чертами которого стали конкретно-чувственное,пластическое изображение, лиричность и камерность повествования. Война засталаИвашкевича под Варшавой в усадьбе Стависко, которая стала местом конспиративныхсобраний и убежищем для варшавской художественной интеллигенции. Ивашкевич непрекращает интенсивной работы и создает такие шедевры «малой прозы», как«итальянские» рассказы, повесть «Мать Иоанна от Ангелов», после войны один задругим выходят сборники «Новая любовь и другие рассказы» (1946), «Итальянскиеновеллы» (1947), «Услышанные истории» (1954), «Аир и другие рассказы» (1960),«Возлюбленные из Мароны» (1961), «Гейденрейх. Тени» (1964), «О псах, котах ичертях» (1968); вершиной послевоенной новеллистики стали лирико-философскиерассказы

70-х гг. — «Сады», «Сон-трава». В начале 60-х гг. вышломонументальное произведение Ивашкевича — трехтомный роман-эпопея «Хвала ислава».

Рассказы

— любимый жанрИвашкевича. Рассказы и повести конца 10-х гг. построены прежде всего настилизации. В качестве образца дляподражания выбирается Восток, что даваловозможность соединить яркую страсть, изощренную чувственность, воплотив их вцветистом, декоративном стиле. Но с начала 20-х гг. модель ранней прозыпостепенно меняется. От экзотических сюжетов и характеров Ивашкевич переходит кизображению будничных, на грани прозаичности, событий, в которых он умеетувидеть красоту и тайну жизни. Новая поэтика оформилась в рассказах и повестях30-х гг. — «Барышни из Волчиков» (1932), «Березняк» (1932), которые в отношенииповествовательной манеры считаются классическими произведениями «малой прозы»Ивашкевича. В рассказах этого периода впервые возникла тема «утраченноговремени», которая развивается затем в «итальянских» рассказах (1939 — 1942) и проходит через все творчествоИвашкевича. Начиная с 40-х гг. писатель часто обращается к проблеме смыслаистории и философской теме зла в мире и зла в человеке — рассказы «Икар»,«Взлет», сборник «О псах, котах и чертях». Вершиной новеллистическоготворчества последнего периода явились лирико-философские рассказы — «Сады»,«Сон-трава», «Serenite»(1974). Проблемы времени, истории, смерти,искусства, волновавшие Ивашкевича всю жизнь, получили в них глубокое игармоничное воплощение.

Хвала и слава (Sława i chwała. 1956—1962)

— роман охватываетсобытия с 1914 по 1947 г. Герои проходят через испытания Первой мировой войны,революции в России, польско-советской войны 1920 г., Второй мировой войны,оккупации Польши, Варшавского восстания и первых послевоенных лет. В романемножество персонажей и сюжетных линий, но главная его тема — крушение мифовдовоенной европейской гуманистической культуры и судьба польской интеллигенциив XX в. Главный герой Януш Мышинский представляет собой типопределенной духовной формации, ушедший после войны в прошлое, — поэт, живущийкультурой и далекий от политики, он оказывается перед лицом такого зла, какфашизм, и постепенно приходит к мысли о моральной неизбежности историческогодействия. Роман завершается смертью главного героя и выходом на сцену юногопоколения участников Варшавского восстания, которым предстоит прожить жизнь всложных условиях новой культуры и социальной жизни.

Произведения

Собрание сочинений: В 8 т. / Сост. и примеч. В.Британишского; Предисл. В. Витт. — М.: Худож. лит., 1976—1980; Сочинения: В 3т. / Сост. и примеч. В. Британишского; Предисл. В. Витт. — М.: Худож. лит.,1988; Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. М. Малькова. — Л.: Худож. лит.,1987. — 596 с. Dramaty:2 t. - Warszawa: Czytelnik, 1980-1984; Opowiadania: 6 t. - Warszawa: Czytelnik, 1978-1980; Sława i chwała: 2 t. — Warszawa: Czytelnik, 1978; Wiersze: 2 t. — Warszawa: Czytelnik, 1977.

Литература

Вервес Г. Д. Ярослав Ивашкевич: Лит.-крит. очерк / Пер. сукр. С. Жилютовой. — М.: Сов. писатель, 1985. — 252 с.; Витт В. ЯрославИвашкевич. — В кн: Писатели Народной Польши, М., 1976, с. 64—84. Gronczewski A. JarosławIwaszkiewicz. — Warszawa: PIW, 1972. — 254 s.; Jedrychowska М. Wczesna proza JarosławaIwaszkiewicza. — Wrocław: Ossolineum, 1977. — 152 s.; Przybylski R. Eros i Tanatos: Proza JarosławaIwaszkiewicza 1916—1938. — Warszawa: Czytelnik, 1970. — 370 s.