Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЮХАН БОРГЕН (JOHAN BORGEN. 19021979)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— прозаик, драматург, его произведения переведены на многиеязыки и принесли автору мировую известность. Родился в Христиании и рос вреспектабельной буржуазной среде, изображение которой стало ведущей темой еготворчества. Начал литературную деятельность как журналист и всю жизнь активноработал в прессе и на радио. В 1925 г. вышел сборник рассказов «Во тьму», а в1934 г. — первый роман «Если подвести итог», главное в котором — размышления опоиске человеком своего предназначения, необходимо сопряженном с выборомэтической позиции. Тематически его продолжением стали пьесы «Чиновник Ли»,«Андерсены», «Пока мы живем». После вторжения немцев в Норвегию Боргенприсоединился к движению Сопротивления и в своей публицистике (легальной инелегальной) вел непримиримую борьбу с фашистской идеологией за национальный икультурный суверенитет родины. Первый роман об оккупации «Лета нет и не будет»(1944), изданный в Швеции, где Борген находился в вынужденной эмиграции,повествует о том, как главный герой — студент Кнут Люсакер, рефлектирующий интеллигент,стоявший на позиции стороннего наблюдателя, постепенно подходит к решающемушагу в своей жизни — участию в Сопротивлении. В «Тропе любви» (1946), изображаяв юмористическом плане маленький городок и его обитателей, писатель ставитпроблему социально-психологических предпосылок фашизма. Он также продолжаетплодотворно работать в жанре новеллы: сборники «Медовый месяц» (1948), «Новеллыо любви» (1952), «Ночь и день» (1954) и др. По своему содержанию рассказыдополняют, развивают и углубляют отдельные темы или эпизоды романов. Мастеруудается передать как тонкие нюансы детского сознания, так и нелегкиеразмышления героев, стоящих на пороге смерти. В 1955—1957гг. выходит трилогияо Маленьком Лорде, считающаяся самым значительным произведением послевоеннойнорвежской литературы, в котором изощренному психологическому анализуподвергнут феномен духовного предательства. В экспериментальном романе «Я»(1954), по мнению автора, его главной книге, герой Матиас Роос, мысленнообращаясь к прошлому, постепенно приходит к осознанию своей ответственности задеструктивное воздействие окружающего мира на его личность. Поиску человекомсвоей сущности, этой центральной, по мнению критики, теме творчества Ю.Боргена, разрабатывая которую он исходил из тезиса о том, что «у человека нетнеизменного внутреннего «я», взаимоотношениям человека (представленным вкритической форме) с государством «всеобщего благосостояния», утверждениюподлинных жизненных ценностей посвящены романы «Голубая вершина» (1965),«Красный туман» (1967), «Моя рука, мой желудок» (1972), «Шаблоны» (1974). Этипроизведения, как и другие книги писателя, очень разные, но общим для нихявляется тревога за судьбу человечества, которая может оказаться трагической, есликаждый не осознает личной ответственности и за себя, и за все происходящее.

Маленький Лорд (Lillelord. 1955), Темные источники (De mørke kilder. 1956),Теперь ему не уйти (Vi har ham nå. 1957)

— трилогия, широкоеэпическое полотно жизни Норвегии с 1912 г. и до конца Второй мировой войны. Запервую часть, рассказывающую о юности Маленького Лорда (так мать называлаВилфреда Сагена), автору была присуждена премия Северного Совета. Вилфред —«барчук», выросший в тепличных условиях богатой буржуазной семьи, гдеискренность под запретом и потому царит всеобщее лицемерие. Роли (маски)распределены, и их надо только исполнять (надевать). Правда, есть и другие, ктоне притворяется, но они — «неудачники». Главный персонаж наделен незауряднымиспособностями, он не просто обаятелен, а действительно разносторонне талантлив:играет на рояле, поет, пишет, рисует. Не приемля свою среду и сжигаемый жаждойсамоутверждения, он «мечтает замуроваться в одиночестве так, чтобы в святаясвятых своей души быть совсем одному и превратиться в твердый камень, покрытыйлоском вежливости и предупредительности...» Его душа становится полемстолкновения добра и зла, где светлые начала (источники) все чаще уступаютпобеду темным. Многозначная, порой психоаналитически окрашенная символика позволяетзаглянуть в глубины процесса распада личности и предугадать неизбежность гибелиВилфреда, сначала духовной — предательства, а потом и физической. Замкнутый вокаменевшем эгоцентризме, он оказался не способен открыться (преодолеть некую«границу») ни любящей его Мириам, ни тем, кто, жертвуя собой, боролся в рядахСопротивления. Индивидуалистическая аберрация не дала ему увидеть «горизонтвсех людей».

Произведения

Декабрьское солнце: Рассказы / Пер. С.Тархановой; Сост. Э.Переслегиной; Предисл. Ю.Нагибина. — М.: Известия, 1983. — 121 с.; Избранное /Сост. К.Телятникова; Предисл. Э.Панкратовой. — М.: Прогресс, 1979. — 765 с.;Избранные новеллы / Сост. и предисл. Э. Панкратовой. — М.: Радуга, 1984. — 278с.; Слова, живущие во времени: Статьи и эссе / Сост. и предисл. Э.Панкратовой.— М.: Радуга, 1988.- 416 с.

ЛитератураJohan Borgen, 1902—1962 /Red. М. Synnes og J. E. Vold.— Oslo: Kulturutvalget i det Norske studentsamfimd, 1962. - 99 s.