Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЮХАН АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (JOHAN AUGUST STRINDBERG. 18491912)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЦИИ

— родился вСтокгольме, в молодости переменил много профессий: учителя, актера,телеграфиста и др. Литературный путь Стриндберга был чрезвычайно противоречив.Первые его произведения появились в начале 70-х гг. В драмах, романах ипублицистике этого периода писатель подверг резкой критике язвы общества:авантюризм предпринимателей, косность чиновничества, ханжество филантропов,паразитизм дворянства. Он выступал также против монархии, требовал эмансипацииженщины, обличал реакционный характер образования в Швеции. В эти годыСтриндберг, увлекавшийся идеями Н. Г. Чернышевского и Фурье, стал признаннымпредставителем передовых кругов шведской интеллигенции. Позднее Стриндбергпопал под влияние философии Ницше, реализм в его произведениях уступил местонатурализму и мистике. Излюбленные темы его произведений этого периода —торжество «сверхчеловека», ограниченность «черни», аморальность женщины.Однако, героизируя ученых-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах»,1890), писатель в конечном счете развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальноеи преступное. Рост рабочего движения в конце XIXв. заставил Стриндберга пересмотреть позиции. В конце жизни писатель отстаивалдемократические принципы, выступал против милитаризма; именно в этот периодпроизведения Стриндберга стали широко известны в рабочей среде. АвгустСтриндберг — родоначальник реализма в шведской литературе. Его драматургияоказала огромное влияние на развитие европейской драмы XXв.

Красная комната(Rödarummet. 1879)

— роман резкокритически, со свойственнойСтриндбергу беспощадностью обрисовывающий шведское общество 70-х гг. XIX в., жизнь богемы, алчность ростовщиков, продажностьпрессы, фальшивую благотворительность тщеславных дам. С не меньшей силойобличает Стриндберг и буржуазную семью, изображая дом лицемерного иограниченного Николауса Фалька. Жизнь его семьи основана наторгово-коммерческих расчетах, на стремлении к власти и почету. Герой романаАрвид Фальк чувствует отвращение к лживому обществу. Он оставляетгосударственную службу, чтобы посвятить себя литературе. Однако и здесь егопостигает горькое разочарование. Убедившись, что и в искусстве царят ложь иденежные интересы, Фальк возвращается к служебной карьере. «Красная комната» —классическое произведение шведского критического реализма.

Жители острова Хемсё (Hemsöboma.1887)

— повесть о людях,живущих в шхерах, архипелаге островов,расположенном неподалеку отСтокгольма. Молодой и предприимчивый Карлсон приезжает на небольшой островХемсё, где нанимается работником в усадьбу богатой вдовы Флуд. Довольно быстроон поднимает хозяйство, становится в поместье незаменимым и первымчеловеком. Молчаливое противодействиеему оказывает лишь сын вдовы, охотник и рыболов Густен. После неудачнойлюбовной истории со служанкой отдыхавших на острове дачников Карлсон все своевнимание уделяет хозяйке. Объявление об их помолвке приводит к тайному сговорумежду Густеном и местным священником. Карлсону удается посрамить заговорщиков,и он благополучно женится на вдове. Чувствуя непрочность своего положения, он уговаривает престарелуюжену написать завещание в его пользу. Все оборачивается катастрофой. Заставмужа с молоденькой горничной, хозяйка меняет завещание и вскоре после этогоумирает. Ее тело везут для похорон на материк, тонкий лед проламывается, и гробуходит под воду; Карлсон же гибнет, заблудившись в снежной пурге. Содержаниеэтой повести чрезвычайно емко и многозначно. В образе Карлсона как бы совмещаютсягимн созидательному труду, трагедия одиночки и сатира на моральную беззастенчивость«нового человека» капиталистической эпохи. Деревенская патриархальная средапоказана как косная и поэтически красочная одновременно. Преимущественносумеречная по тональности атмосфера прерывается эпизодами, исполненнымикомизма. И все же повесть оставляет впечатление единого органического целого.«Жители острова Хемсё» — один из шедевров А. Стриндберга.

Фрекен Юлия(FrökenJulie. 1888)

— пьеса с острымсоциально-психологическим содержанием. Действие ее происходит в Иванову ночь(праздник летнего солнцестояния) в усадьбе богатого шведского барона. Дочьхозяина Юлия на грани нервного кризиса: накануне расстроилась ее помолвка.Случайно оказавшись на летней кухне, она начинает кокетничать с развращенным иамбициозным слугой Жаном. Тот относится к ее«авансам» с подозрением, но скоро включается в игру, которая увлекает обоих. Герои поверяют друг другу свои мысли ижелания, в которых не смеют признаться даже самим себе. Жан мечтает о собственном«деле», которое бы открыл, имея капитал. Юлия ненавидит своих родителей, самоесебя. Ей хотелось бы порвать с прошлым. Через некоторое время оба начинаютверить если не во взаимную любовь, то по крайней мере в общность интересов. Ониуходят во внутренние покои дома. Повозвращении Юлия полнараскаяния и презренияк «низменному» слуге, посмевшемуоскорбить ее. Теперь, заключает она, у нее один выход — бежать с Жаном. Насцене появляется невеста слуги Кристин, она спокойно и холодно разрушает нереальныепланы героини. В отчаянии та предлагает бежать втроем. Развязка наступает,когда в комнате раздается переданный через переговорную трубу приказвернувшегося домой барона. Он требует, чтобы Жан снял с него сапоги. Слуга, ужевидящий себя в мечтах «капиталистом», мгновенно превращается в обычноголакея. Юлия кончает жизнь самоубийством.Стриндберг назвал свою драму «натуралистической трагедией». Это одна из еголучших социально-психологических пьес.

Густав Васа(GustavVasa. 1899)

— историческая драмав пяти актах, которая является последней частью трилогии об основании династииВаса и ее возвышении. В пьесе король изображен зрелым человеком в критическиймомент его жизни — во время крестьянского восстания, возглавленного НильсомДаке (1542). Король — беспощадный и хитрый тиран, в то же время показаннесчастным, неудовлетворенным собою и жизнью человеком. Оказавшись перед лицомкризиса, он подвергает себя жестокому самоанализу. «Густав Васа» сочетает всебе черты классической трагедии и исторической эпопеи.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. В. Неустроева.— М.: Худож. лит., 1986; Игра снов: Избранное / Сост. А.Афиногеновой; Предисл.Л.Клеберга; Послесл. А. Мацевича. — М «Старт» 1994.- 541 с. Samlade skrifter: In 55 bd. / Anmärk, av J.Landquist. —Stockholm: Albert Bonniers förlag, 1912—1920;FrökenJulie; Mäster Olof; Fadren; Ett drömspel. — Stockholm: Bonnier, 1957. — 297 s.; Gustav Vasa; Erik XIV;Gustav III. — Stockholm: Bonnier, 1933.- 410 s.; Hemsöborna:Skärgårdsberättelse. -Stockholm: Bonnier, 1955. — 175 s.; Röda rummet: Skildringar ur artist-ochförfattarlivet. — Stockholm: Folket i bild, 1969.- 304 s.

Литература

Адмони В. Г. Стриндберг. — В кн.: Историязападноевропейского театра, М., 1970, т.5, с.400—418; Ерхов Б.А. АвгустСтриндберг: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1981,— 116 с.; Ерхов Б.А.Стриндберг в России. — Диапазон, 1995, № 1, с. 99-112; Шарыпкин Д. М. РоманСтриндберга «Красная комната». — В кн.: Скандинавский сборник, Таллин, 1963, т.7, с. 103—122. DahlbäckL. Strindbergs Hemsäborna; En monografi. (Acad. avh.) — Norrtälje: Norrtälje Tidnings Boktryckeri AB, 1974. — 455 s.; Lagercrantz O. August Strindberg. — Stockholm:Wahlström och Widstrand, 1979. — 466 s.; Lamm М. August Strindberg. — Ny utg. — Stockholm:Aldus-Bonnier, 1968. — 450 s.