Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭСХИЛ (ΑΙΣΧYΑΟΣ. 525456 ГГ. ДО Н. Э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАМА

—первый великий драматург Древней Греции.Эсхил жил в значительную для его родины эпоху становления афинской демократии игреко-персидских войн, в которых принимал непосредственное участие. Этоналожило отпечаток на его творчество, полное откликов на современную ему действительность.Язык трагедий Эсхила отличается необычайной яркостью и образностью. Характерыего героев полны монументального величия, даны с огромной художественной силой.Эсхил был плодовитым писателем — имнаписано около 80 пьес, из которых до насдошло только 7.

Прометей прикованный (Προμηθεύςδεσμώτης)

—самая значительная из трагедий Эсхила (часть трилогии о Прометее), в нейвыражено мировоззрение художника-гуманиста. В основу сюжета положен миф оборьбе между богом Зевсом и титаном Прометеем, совершенно по-новомуразработанный Эсхилом. Прометей против воли Зевса принес людям небесный огонь итем самым пробудил в них стремление к сознательной жизни. Культурачеловечества: грамота и счет, земледелие, ремесла, науки — все это плоды подвига Прометея, друга человечества. РазгневанныйЗевс обрекает Прометея на жестокую казнь: он приказывает навеки приковать его кскале. Выполнение казни поручается Богу-кузнецу Гефесту, которому должныпомогать власть и насилие. Каждый день орел Зевса прилетает терзать печеньПрометея. Но природа на стороне титана, она скорбит о его страданиях.Благородному образу Прометея Эсхил противопоставил образ жестокого имстительного Зевса, которого наделил чертами, типичными для современных емутиранов. Сюжет о борьбе Прометея с Зевсом за счастье людей неоднократноиспользовался крупнейшими поэтами нового времени— Гёте, Байроном, Шелли, Шевченко.

Орестея (Όρεστεια)

— единственная дошедшая до нас целикомдревнегреческая драматическая трилогия. Герой произведения — Орест, сын царя Агамемнона, предводителягреков, воевавших с Троей. Действие первой части трилогии («Агамемнон»)развертывается в Аргосе, на родине царя. Возвратившись из троянского похода,Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником. Убийцы воцаряютсяв Аргосе. Но по велению бога Аполлона сын убитого царя Орест, воспитывавшийсяна чужбине, должен возвратиться на родину, чтобы отомстить за кровь отца. Вовторой части трилогии («Хоэфоры») развертывается трагический конфликт: долгмести за отца повелевает Оресту совершить тягчайшее из преступлений — убить свою мать. Проникнув во дворец подвидом странника, Орест убивает Клитемнестру и ее любовника Эгисфа. Но послеэтого убийства его начинают преследовать Эринии, богини кровной мести. В заключительнойчасти трилогии («Эвмениды») изображена борьба богов вокруг Ореста. Ориниитребуют наказать Ореста за матереубийство. Аполлон берет его под защиту, таккак Орест, убив мать, восстановил поруганную честь отца. Тогда Афина поручаетразбор дела Ореста ареопагу — такназывался государственный орган. который в Афинах времен Эсхила был судилищемпо религиозным делам. Сама богиня Афина становится участницей суда и требуетоправдания Ореста. Отныне Эринии —мстительницы — превращаются в богиньмилостивых — Эвменид. В «Орестее»отражены политические воззрения самого драматурга, высоко ставившего ареопаг — этот «корысти чуждый, милостивый и грозныйсовет». Оптимистический исход трагедии свидетельствует о глубоком гуманизмепоэта, о победе гражданских идеалов справедливости над архаическими законамикровной мести.

Произведения

Трагедии / Пер. С.Апта.— М.: Худож. лит.,1971.— 381 с.— (Б-ка античн. лит. Греция); Трагедии / Пер. Вяч. Иванова; Изд. подгот. Н. И.Балашов и др. — М.: Наука, 1989. — 589 с.— (Лит. памятники);

Орестея / Пер., послесл. и примеч. С.Апта.— М.: Гослитиздат, 1961.— 215 с.; Персы; Прометей прикованный / Пер. С.Апта.— В кн.: Античная драма, М., 1970, с.35—116.

Литература

Ярхо В. Эсхил.—М.: Гослитиздат, 1958.— 285 с.; Ярхо В.Н.Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии,— М.: Худож.лит., 1978.— 301 с.