Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭСГЕБАН ЭЧЕВЕРРИА (ESTEBAN ECHEVERRÍA. 18051851)

ЛИТЕРАТУРА АРГЕНТИНЫ

— писатель иобщественный деятель. Его творческая индивидуальность формировалась под сильнымвлиянием французских поэтов-романтиков.В юности он жил в Европе,учился в Париже, а вернувшись на родину, стал зачинателемнового литературного направления — латиноамериканского романтизма. Первые егостихи — «Возвращение» и «Слава Мая» — были опубликованы в 1830 г. Спустя четырегода вышла книга стихов «Утешения». Молодого поэта влекла не тольколитературная деятельность. Он был убежденным республиканцем, борцом противвоцарившейся в стране диктатуры генерала Росаса. 1837 г. стал решающим в жизнипоэта. В этом году появилась его книга «Стихи», в которую вошла романтическаяпоэма «Пленница» — произведение, составившее эпоху в истории аргентинскойлитературы. С этого же годаЭчеверриа — руководительподпольной «Майской ассоциации»,боровшейся с реакционным режимом Росаса. Здесь он читает свой манифест «Социалистическиепринципы», становится первым в Аргентине пропагандистом идей утопического социализма.Поэтическое творчество Эчеверрии тесно связано с его деятельностьюсоциалиста-утописта, участника борьбы против реакции. Несколько летполитической борьбы закончились неудачным восстанием 1840 г., и Эчеверриавынужден был эмигрировать в Уругвай. Больше он уже не увидел родины. Вэмиграции он выпустил еще несколько поэтических и прозаических книг: «Падшийангел», «Гитары», «Авельянеда», «Восстание на Юге». В своем творческом развитииЭчеверриа шел от романтизма к реализму. Его рассказ «Бойня» — первоереалистическое произведение в аргентинской литературе, в истории которойЭстебан Эчеверриа занимает выдающееся место.

Пленница (La cautiva. 1837)

— поэма, сюжеткоторой связан с жизнью аргентинских «эстансий» (застав на границе, которыеотделяли территорию, занятую поселенцами, потомками европейских эмигрантов, отиндейской территории). Аргентинская степь — пампа, таинственная и молчаливая вчасы сумерек и сжигаемая солнцем в полдень, — вот фон, на которомразворачивается история девушки Марии, похищенной индейцами, и ее возлюбленногоБриана. Поэт не оправдывает и не героизирует войны против индейцев, подлинныххозяев пампы. Пафос поэмы — в неукротимом стремлении к свободе, воодушевляющемМарию и Бриана. Раненный в бою Бриан вспоминает о битвах за независимость своейстраны, в которых он участвовал, и скорбит, что должен умереть в пустыне от рукиндейцев, а не в бою под знаменем своей родины. Здесь с наибольшей силойраскрывается героический подтекст поэмы, связанный с передовымиосвободительными идеями того времени.

Произведения

Пустыня; Аргентинской молодежи / Пер. А.Старостина.— В кн.:Солдаты свободы, М., 1963, с. 96-101. Obras completas / Сотр. у biogr. por J. M. Gutiérrez. — 2 ed. — Buenos Aires: Zamora, 1972. — 832 р.; La cautiva. — In: Echeverría E.La cautiva; El matadero; La guitarra; Elvira. Rimas. Texto íntegro.Buenos Aires, 1949, p. 3-103.

Литература

Кутейщикова В. Н. ЭстебанЭчеверрия — основоположник аргентинского романтизма. — В кн.: Формированиенациональных литератур Латинской Америки, М., 1970, с. 93—116. Agosti Н. Echeverría.— Buenos Aires: Futuro, 1951. — 207 р.; KisnermanN. Contribución a Ia bibliografia sobre Esteban Echeverría. (1805—1870).— Buenos Aires: Inst. deLit. Argentina, 1971.— 123 p.