Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭЛИО ВИТТОРИНИ (ELIO VITTORINI. 19081966)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— писатель и критик, переводчик и исследователь американской,английской, испанской литературы, редактор и воспитатель литературноймолодежи. Он был убежденным антифашистом, к тому же увлеченным и обаятельнымчеловеком, чье влияние во многом определило пути развития послевоенной итальянской литературы. «Полнота жизни» —такому девизу Витторини следовал на протяжении всего земного пути. Витториниродился в Сиракузах в семье железнодорожника. Его детство прошло на Сицилии. Неполучив регулярного образования, Витторини самостоятельно глубоко изучил современнуюбеллетристику, а также историческую и философскую литературу. Важным событием вжизни писателя было сближение с сотрудниками флорентийского журнала «Солариа»,секретарем редакции которого он работал с 1930 г. В этом журнале, известномсвоим нонконформистским, антишовинистским и антифашистским духом, Витториниопубликовал рассказы, вошедшие затем в его первую книгу — «Мелкая буржуазия»(1931). Уже в начале 30-х гг. у писателя складываются антифашистские убеждения.Его первый роман — «Красная гвоздика» (1933), посвященный теме «воспитаниячувств» юноши из буржуазной семьи, содержал «крамольные» по отношению к режимумысли и был напечатан со значительными купюрами из-за вмешательства цензуры.Когда в Испании началась гражданская война, Витторини прервал работу надповестью «Эрика» (о 14-летней девочке, вынужденной продавать себя, чтобыпрокормить младшего брата и сестру), полагая, что жизнь требовала литературы,не только вызывающей сочувствие к простым людям, но зовущей к борьбе за ихосвобождение. Именно так был воспринят в стране, а затем и в Европе роман«Сицилийские беседы» (1941). В 1938 г. Витторини переехал из Флоренции в Милан,где сотрудничал в издательстве Бомпиани, много переводил, работал надантологией произведений американских писателей «Американа». Здесь его засталамировая война, и здесь в 1942 г. он активно включился в антифашистскую борьбу,занимаясь в основном организацией подпольных изданий. Товарищи по Сопротивлениюявляются героями его романа «Люди и нелюди» (1945). После освобожденияВитторини стал одним из самых решительных поборников социально значимойлитературы. На страницах издаваемого им журнала «Политекнико» (1945—1947) онвыступал со статьями о новой культуре, призванной будить общественное сознание,бороться против несправедливости. Наряду с обширной издательской, редакторскойи политической деятельностью Витторини продолжал писать и опубликовал одну изсамых поэтических своих повестей о рабочем классе «Симплон подмигиваетФрежюсу» (1947), работал над романами «Женщины из Мессины» и «Города мира»(1952), повестью «Гарибальдийка» (1950—1956). В последние годы жизни писательбыл занят в основном разработкой теоретических проблем литературоведения.Незадолго до смерти он выпустил в свет новое, значительно переработанное изданиесамого крупного своего романа «Женщины из Мессины» (1964) — многоплановогопроизведения о безнадежной попытке группы людей создать братскую общину вусловиях потребительской цивилизации. Посмертно были опубликованынезаконченный роман «Города мира» (1969) и наброски теоретической книги «Дванапряжения» (1967).

Сицилийскиебеседы(Conversazione in Sicilia. 1941)

— роман, являющийся одной из вершин антифашистскойлитературы в Италии. В начале повествования герой-рассказчик Сильвестропребывает в состоянии «глухого сна», «лишенного надежды спокойствия».Неуютность окружающего мира вызывает в нем только «абстрактную ярость», ненаходящую выхода. Письмо отца, который сообщает ему, что он ушел из дома радидругой женщины, и просит навестить оставшуюся в Сицилии мать, заставляетСильвестро проделать долгий путь через всю страну, чтобы вновь оказаться вдавно покинутом им мире. Поездка на Сицилию становится для него не простовозвращением в детство, но возвращением к истокам, к тому нравственному началу,которое определяет человеческое существование, хотя временами глубоко скрытопод наносной шелухой житейской суеты. На пароме во время переезда с материка наСицилию, в поездке от Мессины до Сиракуз и дальше в глубь острова Сильвестровстречает множество соотечественников. Он видит их нужду, горе, болезни иощущает себя братом этих людей. Разговоры с матерью, ее нищими пациентами,которым она делает уколы без надежды получить плату за свой труд, со случайнымисобеседниками на улицах заштатного городка помогают Сильвестро найти себя.Решающей является встреча с Большим Ломбардцем, обладающим, как большинствоэпизодических персонажей Витторини, лишь условным названием — своего родасимволом. Этот сильный человек, воплощающий многотерпение народа и егонравственную стойкость, говорит Сильвестро о том, что люди бывают разногосорта, что они всегда по-разному относятся к своим человеческим обязанностям,но сейчас люди не могут больше пассивно страдать, перед ними настойчиво встает«иной долг» — решительная борьба с фашизмом. Эти мысли находят развитие вбеседах Сильвестро с точильщиком Калоджеро и «человеком» Эдзекиеле, которыеубеждены, что лишь «живая вода» действия может смыть «обиды мира». В условияхфашистской диктатуры Витторини вынужден был говорить эзоповским языком, и егоперсонажи ведут диалоги, в которых сказанное часто менее важно, чем то, о чемумалчивается. Более открыто писатель поставил проблему добра и зла,человеческого достоинства и ответственности каждого перед историей в романе«Люди и нелюди».

Людии нелюди(Uomini e no. 1945)

_ роман, написанный Витторини в подполье, когда онскрывался от разыскивавшей его фашистской полиции, и опубликованный вскорепосле Освобождения, в июне 1945 г. В нем описаны события зимы 1944 г. в Милане,изображены подпольщики, ценой огромных потерь выстоявшие в беспощадной борьбе сгитлеровцами и их приспешниками — итальянскими фашистами. В центре романа —трагическая история любви партизанского командира Энне-2 и Берты, дорогой длянего женщины, которую он после нескольких лет разлуки случайно встречает наулице оккупированного гитлеровцами Милана. Напряжение борьбы не оставляетвремени для выяснения нормальных человеческих отношений, но минута отчаянияможет привести к гибели, что и происходит с Энне-2. Графически выразительны вромане сцены нападения партизан на комендатуру, травли человека собаками идругие эпизоды, рисующие моменты беспощадной борьбы людей с нелюдями. Важноеместо занимает в романе тема истинной человечности. Витторини показываетнравственное превосходство бойцов-антифашистов над гитлеровцами и фашистами каквыражение неизбежной победы добра над злом.

Произведения

Люди и нелюди /Пер. С.Ошерова; Предисл.Ц. Кин. — М.: Мол.гвардия, 1969. — 207с.; Сицилийские беседы / Пер. С.Ошерова; Предисл. Б.Можаева. — М.:Известия, 1983. — 128 с.; Эрика / Пер. Л.Вершинина. — Иностр. лит., 1960, М» 9,с. 7—44.

Le opere narrative: In 2 t. / A cura di M. Corti. Milano: Mondadori, 1974; Conversazione in Sicilia / Introd. di E. Sanguineti. — Torino: Einaudi, 1973.- 192 p.; Uomini eno. — Milano: Mondadori, 1972.- 235 p.

Литература

Данченко В.Т. Элио Витторини: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1978. — 88 с.

Pautasso S. Elio Vittorini.- Torino: Boria, 1967. — 281 p.; Zanobini F. Elio Vittorini. Introduzione e guida allo studio dell'opera vittoriniana:Storia e antologia della critica. — Firenze: Le Monnier, 1974.— XI, 172 p.