Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭЛИАС КАНЕТТИ (ELIAS CANETT1. 19051995)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

—родился на берегу Дуная, в болгарском городке Рущук, входившем тогда в составАвстро-Венгрии. Его предки переселились сюда вместе с тысячами евреев,изгнанных в XV в. из Испании. Это былпатриархальный мир, верный религиозным обрядам и традициям. Но родители любилибеседовать между собой по-немецки и были привержены немецкой культуре изнаменитому венскому театру. Слыша разноязычную речь, мальчик стал обостренновоспринимать слово. В 1911 г., в связи синтересами отца-предпринимателя, семья переехала в Лондон. В Англии же он жилэмигрантом с 1939 г. Но родиной своейсчитал Вену, хотя огромное впечатление произвел на него в конце 20-х гг.Берлин, многим он был обязан Швейцарии и Цюриху, где и скончался. Свою жизньКанетти описал в трех томах воспоминаний: «Спасенный язык» (1977), «С факелом в ухе» (1980), «Перемигивание» (1985). Он был автором пьес «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934),статей и заметок дневникового характера. Но главными его произведениямиостаются роман «Ослепление» и научно-публицистическая книга «Масса и власть» (1960), в которой писатель исследовал причиныи механизмы, с древних времен превращающие людей в толпу. В 1981 г. Канетти стал лауреатом Нобелевскойпремии по литературе. Художественная манера Канетти сложилась под влияниемискусства 20-х гг. — немецкой «новойделовитости», монтажа, утвердившегося не только в кинематографе, но и влитературе («Манхэттен» Дос Пассоса, 1925),конструктивизма. Свой роман он написал в той же жесткой, гротесковой манере, вкоторой работали немецкие художники-графики О. Дике, Г. Гросс и ужепрославившийся драматург Бертольт Брехт («Трехгрошовая опера», 1928). Его любимым писателем был Гоголь.

Ослепление(Die Blendung. 1935)

- роман, в котором автора, по егословам, не занимала задача создать полнокровные характеры — его интересовало существо человека. Он писало вырывающихся наружу элементарных и неистовых страстях персонажей, ободержимости идеями, определяющей направление человеческой жизни.

Действие происходит в конце1920-х гг. в Вене, но мир романа ближе предгрозовой атмосфере Берлина незадолгодо прихода фашистов к власти. Может показаться, что герой романа синолог ПетерКин, углубившийся в мир древнего Китая, —тип неприспособленного к жизни ученого. Домоправительнице Терезе удается женитьего на себе. Кина теснят, колотят, выгоняют из дому. Но и сам герой далеко неидеален: он не способен ни к любви, ни к великодушию. Единственной его страстьюявляются книги. Скитаясь, как жалкий призрак, по городу, Кин постепенно сходитс ума. Кроме своей науки и книг, он не понимает ровно ничего. Но в романепредставлен и противоположный полюс. Домоправительница, а потом жена КинаТереза — фигура по-своему монументальная.Несмотря на уродство и возраст, она считает себя весьма привлекательной. Терезахочет денег и «интересного молодого человека» —продавца из мебельного магазина. Портрет Терезы представляет, как выражалсяКанетти, «акустическая маска» — скудныйнабор стереотипных фраз, идущих в ход по любому поводу и формирующих ее неменее примитивные чувства. Не от чувств и мыслей— к словам и поступкам, а от усвоенных слов — к полагающимся в соответствии с ними чувствам и реакциям.Маленький горбун мошенник Фишерле, сопровождающий Кина, как Санчо Пансо — Дон-Кихота, в его скитаниях по городу, тожевидит жизнь в свете своей идеи. Он шахматист и хочет правдами и неправдамидобраться до Америки, сыграть с самим Капабланкой и стать чемпионом мира, послечего его станут добиваться миллионерши, а от журналистов не будет отбоя. Но егомечте не суждено сбыться — Фишерлеубивают. Главный предмет изображения в романе —галлюцинирующее сознание. Каждый в отдельности и людское множество, то самое,что набрасывается на высохшего интеллигента Кина, ничего не видят: выдуманныеили внушенные представления застилают реальность. В мире царит ослепление:«Слепота — оружие против времени ипространства; наше существование —сплошная, чудовищная слепота, за исключением того немногого, что мы узнаем спомощью мелочных чувств». Опасно сближаются библиотека и огонь (в конце романагерой сжигает свои книги), словно предвещая фашистские костры из книг.

Произведения

Другой процесс: Франц Кафка вписьмах к фелице / Пер. М. Рудницкого. — Иностр. лит.,1993, № 7, с. 141—195; Ослепление / Пер. С.Апта; Предисл. Д. Затонского. — М.: Панорама,1992.— 493 с.; То же / Предисл.Е.Федяевой.— СПб.: Северо-Запад, 1995.— 575с.; Человек нашего времени: Воспоминания; Масса и власть; Совесть литературы / Сост. и предисл. Н. С. Павловой. — М.: Прогресс,1990.- 473 с. Die Blendung /Mit einem Essay des Aut. und einem Nachw. v. A. Auer. — 3. Aufl. — Berlin: Volk u.Welt, 1978.- 597 S.; Masse und Macht.-Hamburg: Claassen, 1984.- 568 S.

Литература

Затонский Д. Нобелевская премияполвека спустя: Штрихи к портрету Элиаса Канетти. — Иностр. лит., 1988, № 7,с. 220-230. Blendung als Lebensform: Elias Canetti / Hrsg. v. F. Aspetsberger u. G. Stieg. — Konigstein: Athenanm, 1985.— 177 S.; Canettis «Masse und Macht» oderDie Aufgabe des gegcnwartigen Denkens /Hrsg. v. J. Pattillo-Hess. - Wien:Osterreichisches Bundesverl., 1988.- 156 S.