Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭЗРА ПАУНД (EZRA POUND. 18851972)

ЛИТЕРАТУРА США

—поэт и критик, провозвестник, испытатель и глашатай принциповамерикано-английского литературного авангардизма1910—1920-х гг., близкий друг, сподвижник и редактор ранних произведенийТ.С.Элиота. Уроженец штата Айдахо, выходец из состоятельной среднебуржуазнойсемьи, укорененной в Новой Англии; окончил Пенсильванский университет. В 1907 г. отправился путешествовать по Испании,Франции и Италии. Первая книга его стихотворений «Угасший свет» — вариации на темы провансальских трубадуров иранневозрожденческой итальянской поэзии —была опубликована в 1908 г. в Венеции.Затем Паунд поселяется в Англии, где в 1910г. вместе с поэтом, философом и теоретиком литературы Т. Э. Хьюмом основываетпоэтическую школу имажизма, к которой примыкают видные молодые литераторы пообе стороны океана:

Р. Олдингтон, Д. Г. Лоуренс, ЭмиЛоуэлл, У. К. Уильямс и др. В качестве европейского соредактора Паунд участвуетв издании американских журналов «Литтл ревью»(1914—1929), прославившегося первой публикацией «Улисса» Дж. Джойса в 1918—1920 гг., и «Поэтри» (основан в 1912 г., выходит и поныне), где в 1915 г. было опубликовано первое значительноепроизведение Т.С.Элиота «Любовная песнь Альфреда Дж. Пруфрока». Стихотворныесборники «Восторги» (1909), «Маски» (1909, многократно переиздавались идополнялись), «Старый Китай» (1915), «Lustra» (1916) становятся вехами литературногопроцесса, осуществляя программную установку Паунда на разрушение и преображениепоэтических стереотипов путем стихотворной прививки чужой и чуждой (вчастности, древнекитайской и средневековой японской) речевой культуры и образамышления. Той же цели служит и «Дань Сексту Пропорцию» (1919), где перевод — крайневольный — трактуется как активное,буквально интонационное и личностное приобщение к миросознанию древнеримскогопоэта. Паунд нарочито культивирует «неправильное», заведомо субъективное,смещенное восприятие оригинала. На своем пределе стилизация и самоотчуждениесоздают социально-психологически определенную поэтическую маску, в полномсмысле слова альтер эго: так, Паунд гневно прощается с Англией в образе поэтаХью Селвина Моберли — его именем названимевший огромный резонанс сборник 1920 г.Свой собственный, не требующий маски синтетический стихотворный жанр,предполагающий полную разговорно-ритмическую раскованность, подчиняющийсвободному речевому потоку любой необработанный жизненный материал иварьирующий поэтический контекст, обрамление восприятия, Паунд создает в монументальнойи нескончаемой лироэпической поэме «Песнопения»; первое из песнопенийопубликовано в журнале «Поэтри» в 1917г., а сто девятнадцатое, отнюдь не заканчивающее, а обрывающее поэму наполуслове,— в 1968-м. Большей частью поэма соотносится с событиями жизни Паундаи даже историей XX в. весьма прихотливо иотдаленно; исключение представляют так называемые «Пизанские песнопения» (75—84, 1948), написанные в заключении,которому Паунд был подвергнут в 1944—1945гг. за пропагандистское пособничество режиму Муссолини (живший в Италии с 1921 г. Паунд идеализировал итальянскийфашизм, к чему его привела всегдашняя воинствующая антибуржуазность и ненавистьк капиталистическому строю). За «Пизанские песнопения» Паунд удостоился в 1949 г. новоучрежденной Боллингенской премии — впоследствии самой престижной поэтическойнаграды англоязычного мира. Многочисленная и многообразная эссеистика Паунда,весьма претенциозная и эзотеричная, трактующая вперемешку (подобно«Песнопениям») вопросы литературы и литературного быта, истории, философии,языковедения, экономики, материальной и духовной культуры и т. д., по большейчасти воспринималась как проявление его поэтической личности, однако служилакатализатором выработки литературного и общественного мнения. В этом плане особоезначение имели сборники «Дух романтики» (1910)и «Как читать» (1931). Сохранившиеактуальность и наиболее ясные по мысли эссе, прямо относящиеся к литературе,отобрал и прокомментировал Т. С. Элиот. Изданные в 1954 г., они имели широкий отклик и способствовали закреплениювысокой поэтической репутации и авторитета Паунда — одного из влиятельнейших литераторов Англии и США XX в.

Произведения

Бунт против сумрачных настроенийв современной поэзии: Фрагменты из статей /Пер. М. Фрейдкина, О. Алякринского. —Лит. учеба, 1990, № 1, с.180—191;Вортекс/Пер.К.Чухрукидзе.—Лит. обозрение, 1995, № 6, с. 88-91; Изстихов 1908-1912 гг. / Пер. А. Парина, А.Наймана.— Иностр. лит., 1991, № 2, с.208-220; Избранные стихотворения /Сост. М.Фрейдкин.- СПб; М.: «Carte Blanche», 1992.— 71 с.; Психология и трубадуры / Пер. А.Нестерова.— Лит. обозрение, 1995, № 6, с. 72—79; (Стихотворения); Хью Селвин Моберли:(Жизнь и знакомства).— В кн.: Поэзия США, М.,1982, с. 393-405. The cantos of Ezra Pound. —London: Faber, 1964. — 798 p.; Collected early poems / Ed. by M. J. King. —New York: New directions, 1976.- 330 p.; Selected prose. 1909-1965 / Ed. by W. Cookson. -London: Faber,1973.- 444 p.

Литература

Зверев А. «Деревянный умник»: Кпортрету Эзры Паунда.— Иностр. лит., 1991, № 2,с. 221— 229; Зверев А. Эзра Паунд — литературная теория, поэзия, судьба.—Вопросы лит., 1970, № 6, 123— 147. Ackroyd P. Ezra Pound and his world.—London:Thamesa.Hudson,1980.— 127 p.; Alexander М. The poetic achievement of Ezra Pound. —Berkeley:Univ.ofCaliforniapress, 1979. — 247 p.; Goodwin R. L. The influence of Ezra Pound. —London:Oxforduniv. press, 1966. — 230 p.