Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭЗОП (ΑΙΣΩΠΟΣ. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО VI В. ДО Н. Э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭПОС

— легендарный зачинатель жанра басни вгреческой литературе. Историк Геродот сообщает, что Эзоп был рабом самосцаИадмона, жил во время правления египетского царя Амасиса (570—526 гг. до н. э.) и был убит дельфийцами. Независимо отвопроса об историчности Эзопа, можно утверждать, что VI в. до н. э. был важнейшей стадией формирования басенного жанра.Этому способствовала социальная обстановка. Именно в это время во всех областяхобщественной жизни шла ожесточенная борьба между аристократами и демосом, ибасня явилась литературным оружием угнетенных низов. Прозаическая житейскаямудрость басенной морали противопоставлялась возвышенным аристократическимидеалам; иносказательность делала басню менее опасной для тех, кто ееиспользовал, нежели прямые нападки на власть имущих, — отсюда возникло выражение «эзопов язык». Когда в греческихполисах победил демос, басня перестала быть орудием борьбы, ее гражданскоезвучание ослабело. Басня начинает восприниматься как шуточный жанр. Первыйупоминаемый в источниках сборник эзоповских басен составлен Деметрием Фалерским (IV—III вв. до н. э.). До нас дошло большоеколичество поздних рукописей таких сборников. Басни написаны прозой, просто икратко, сюжет дается без всяких второстепенных подробностей. Басни, хотя иназывались эзоповскими, никогда не имели твердо установленного, каноническоготекста, и до нас дошло множество вариантов. Сюжет большинства басен построенпо такой схеме: некто захотел нарушить положение вещей в свою пользу, но тольконавредил себе. Например, верблюд, увидев, как бык чванится своими рогами,позавидовал ему, стал просить у Зевса рогов и для себя, но в наказание лишилсяи ушей. Герои басен весьма разнообразны: животные, растения, люди различныхпрофессий, боги и мифологические персонажи. Но они интересуют баснописца несами по себе, а как носители сюжетных функций, поэтому они взаимозаменяемы;отсюда — басни-двойники, где один и тотже сюжет, но разные герои. Эзоповские сюжеты легли в основу европейской басни ибыли использованы классиками — от Федра иБабрия до Ж.Лафонтена и И.А.Крылова.

Произведения

Басни Эзопа / Пер. ст. и коммент. М, Л. Гаспарова. — М.: Наука,1968. — 320 с, — (Лит. памятники);

Жизнеописание Эзопа: [Басни] / Пер. М. Гаспарова. — В кн.: Античная басня, М., 1991,с. 25—206.

Литература

Ленцман А. Я.Элементы идеологии рабов в баснях Эзопа.— В кн.: Вопросы античной литературы иклассической филологии, М., 1966, с. 70—79.