Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭЖЕН ИОНЕСКО (EUGÈNE IONESCO. 19121994)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург и писатель, один из основоположников «театраабсурда». Детство провел во Франции, образование получил в Румынии (на родинеотца). Литературную деятельность начал с 1928 г. с публикации стихов (нарумынском языке). В 1938 г. окончательно перебрался во Францию и в 1971 г. сталчленом Французской академии. Автор сборников рассказов «Фотография полковника»(1962), эссе и воспоминаний «Крохи из дневника» (1967), «Прошедшее настоящее,настоящее прошлое» (1968), «Открытия» (1969), «Между жизнью и сном» (1977),«Противоядия» (1977), «За культуру против политики» (1979), «Человек подвопросом» (1979), «Белое и черное» (1981). Центральное место в творчествеИонеско занимает драматургия, в которой он — наряду с С. Беккетом — являетсяпризнанным новатором. Создатели «антитеатра» отказались от традиционнойдраматургической техники и психологического правдоподобия:причинно-следственная связь между эпизодами, как правило, отсутствует,персонажи лишены индивидуальности, поведение их целиком определяетсяситуацией, события отражают не реальную действительность, а мир подсознания иглубинные структуры бытия, предстающего иррациональным и алогичным. Ужас ибессмысленность существования преодолеваются средствами трагического гротеска,доминирующего в творчестве Ионеско. Во многих (особенно ранних) его пьесахпреобладает языковой абсурд: связи между словом и поступком разрушаются,фразеологизмы и метафоры реализуются буквальным образом, нонсенс соединяется сволшебной сказкой и приемами театра гиньоля («Автомобильный салон», 1952;«Девушка на выданье», 1953; «Племянница-жена», 1953; «Картина», 1954).Постепенно Ионеско переходит к ситуационному абсурду, характерному для большихтрехактных пьес (в отличие от коротких комедий и скетчей). Прежде всего этореализуется в цикле пьес со сквозным персонажем (Беранже) — скромным и наивнымчеловеком, современным Дон-Кихотом. Драматургическая статика сменилась динамизмом,появился четкий единый сюжет, возникло противостояние центрального действующеголица второстепенным. В «Бескорыстном убийце» (1957) герой тщетно пытаетсяпротивостоять воплощению зла — преступнику, терроризирующему мирных горожан. В«Небесном пешеходе» (1962) драматург Беранже, стремясь вырваться в иной мир изобщества марионеточных буржуа-англичан, возносится на небеса, но видит сверхулишь картины войн и убийств. В пьесе «Король умирает» (1962) вместе с монархомБеранже I гибнет и его государство. Апокалипсическое видение мираприсуще многим произведениям Ионеско: в сценарии «Гнев» (1961) банальная ссораприводит к ядерной катастрофе; в комедии «Бред вдвоем» (1962) супруги выясняютотношения под грохот усиливающейся канонады; в «Смертоносных игрищах» (1970)тихий обывательский мирок сотрясают эпидемия, серия убийств, гигантский пожар.Активное неприятие вызывает у Ионеско политическая деятельность и любыепопытки изменить существующее положение вещей: в «Макбете» (1972) шекспировскийсюжет используется для иллюстрации неизбежного превращения бунтаря в тирана; впьесе «Этот потрясающий бордель» (1973) безжалостно высмеиваются поднявшиевосстание «революционеры». Главная тема последних пьес — поиск утраченного рая— наиболее ясно выражена в «Жажде и голоде» (1966), одном из самых«литературных» творений Ионеско (здесь последовательно обыгрываютсяреминисценции из Ибсена, Кафки, Метерлинка и др.). Одновременно драматургпродолжает тему сатирического разоблачения идеологии как средства моральногоподавления и порабощения людей. Итоги своего творческого пути Ионеско подвел вдраматизированных мемуарах «Путешествия к умершим» (1981).

Лысаяпевица(Lacantatrice chauve. 1949)

— первая«антипьеса» Ионеско, названная им «трагедией языка». Из средства коммуникацииязык превращается в набор штампов, парализующих мышление людей и препятствующихнормальному общению. Драматург пародирует стереотипы человеческого сознания,создавая «автоматизированную» речь (источником послужили банальные фразыперсонажей из учебника английского языка). Впоследствии у этой пьесы появилосьсвоеобразное продолжение: в 1969 г.Ионеско, к тому времени уже ставший знаменитым, написал вместе с М. Бенамуучебник французского языка, а диалоги и сценки из него объединил в пьесу «Упражненияв устной речи и французском произношении для американских студентов» (1974).

Стулья(Leschaises. 1952)

— пьеса, жанркоторой драматург определил как «фарс-трагедия». Пружиной спектакля становитсяне событие, а отсутствие его. Персонажи (престарелая супружеская пара) пытаютсязаполнить пустоту бытия: желая передать человечеству некую вымышленную «Весть»,они созывают гостей, которых заменяют стулья, ведут с ними воображаемый диалоги плачут от радости, когда на сцену «является» сам государь-император. Такой жефикцией предстает спасительная «Весть»: Старик не умеет внятно излагать своимысли, а приглашенный им Оратор оказывается глухонемым. Ничтожное существованиесупругов завершается единственным в их жизни «поступком»: с возгласом «Даздравствует император!» старики выбрасываются из окна.

Носороги(Rhinocéros.1960; в русском переводе — «Носорог»)

— пьеса, принесшаядраматургу громкий международный успех после целого ряда чувствительныхпровалов. Безвольный и неопрятный недотепа Беранже ведет «неправильный» образжизни, но лишь ему одному удается сохранить человеческий облик в атмосфереглобального озверения. Все прочие — и самодовольный поборник «культуры» Жан, иупрямый Логик с его силлогизмами, и желчный борец за социальную справедливостьБотар, и безобидные старички-обыватели, и даже хорошенькая Дэзи (последняянадежда Беранже) — не способны противостоять массовому психозу и с восторгомпревращаются в носорогов.

Произведения

Лысая певица: Пьесы / Предисл. Г.Зингера; Сост. И.Дюшена. —М.: Известия, 1990. — 220 с.; Носорог: Пьесы и рассказы / Сост. А. Гаврилов. —М.: Текст, 1991. — 270 с.; Противоядия / Сост., предисл. В.А.Никитина. — М.:Прогресс; Литера, 1992. — 476 с.; Театр/ Послесл. и коммент. И.Дюшена.- М.: Искусство, 1994.- 428 с. Théâtre: En 4 t. — Paris: Gallimard, 1962—1966; La cantatrice chauve: Antipièce, suivie d'unescène inéd. - Paris: Gallimard, 1972.- 244 p.; Ce formidable bordel! - Paris: Gallimard, 1973.- 136 p.; Jeux de massacre.- Paris: Gallimard, 1970.- 105 p.; Macbett.- Paris: Gallimard, 1973.- 104 p.

Литература

Михеева А. Когда посцене ходят носороги... Театр абсурда Эжена Ионеско. — М.: Искусство, 1967. —174 с.; Проскурникова Т. Французская антидрама (50—60-е годы). — М.: Высш. шк.,1968. — 101 с. Donnard J.-H. Ionesco dramaturge ouL'artisan et le démon. — Paris: Minard, Lettres modernes, 1966. — 195 p.; Ionesco: Situation et perspective: Colloque deCerisy. — Paris: Belfond, 1980. — 284 p.; Tarrab G. Ionesco àcoeur ouvert. Séries d'entretiens accordés à Gilbert Tarrab.— Montréal: Le Cercle dulivre de France, 1970. — 120 p.; Tobi S. Eugène Ionesco ou A la recherche du paradis perdu. —Paris: Gallimard, 1973. — 218 p.