Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО (EDUARDO DE FILIPPO. 19001984)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— легенда итальянского театра. Его популярность в1940—1970-е гг. была поистине всенародной. Он был блистательным актером,талантливым режиссером и комедиографом, постановщиком и исполнителем ролейболее чем в сорока фильмах. Благодаря его трудам известность неаполитанскоготеатра вышла далеко за пределы Италии. Его пьесы ставились почти во всехстранах мира. По сути, он родился и всю жизнь провел в театре. В четырехлетнемвозрасте его выносили на сцену по ходу действия фарса «Гейша», написанного ипоставленного его отцом Эдуардо Скарпеттой, а в десять лет он уже игралсамостоятельную роль в лучшей комедии Скарпетты «Беднота и знать». Он началписать в 1920-е гг.: сначала это были переделки чужих сочинений, а затем исобственные пьесы — «Говорите им всегда „да"» и «Кто счастливее меня». В1931 г. вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной он создал собственную труппу— «Юмористический театр Де Филиппо». Они были молоды, веселы и умели смешитьнеаполитанскую публику. В том же 1931 г. написана первая значительная грустнаякомедия Эдуардо «Рождество в доме синьора Купьелло». Герой пьесы — современная модификация популярнейшего персонажа комедиидель apтe неаполитанца Пульчинеллы, одновременнонаивного и хитрого, всеми униженного и в то же время наделенного природноймудростью и внутренней силой, которая помогает ему уцелеть в немыслимыхпеределках, посмеяться над собой, помечтать, пережить горечь разочарований, аиногда броситься в самое пекло на защиту собственного достоинства или своихблизких. Такой персонаж непременно присутствует практически во всех комедияхЭдуардо Де Филиппо. Традиции народного театра — одна из составляющих егодраматургии. Весьма существенным было также влияние Луиджи Пиранделло, чтоособенно заметно в пьесах 1930-х гг. Если популярность Эдуардо в 1930-е — начале1940-х гг. была скорее локальной, то первая послевоенная пьеса «Неаполь — городмиллионеров» (1945) принесла ему общенациональную известность. В комедии отом, как люди по-разному вели себя во время войны, как в самых трудных условияхможно было сохранить честь и способность к состраданию, появляются социальныемотивы, позволившие причислить творчество Де Филиппо второй половины 1940-х гг.к неореализму. Именно в эти годы со все возрастающим успехом идут его грустныекомедии «Эти призраки» (1946), «Филумена Мартурано» (1946), «Ложь на длинныхногах» (1947), «Внутренние голоса» (1948). Самая прославленная из них,несомненно, — «Филумена Мартурано», заставлявшая плакать и смеяться зрителейсамых разных стран и континентов. История мужественной женщины-проститутки свысокими, хотя и нестандартными, моральными принципами трогала всех. Всевосхищались находчивой женщиной, которая притворилась умирающей, чтобызаставить своего ветреного любовника жениться на ней и позволить ее сыновьямобрести семью, без чего человек не может быть по-настоящему счастлив. Темамаленького человека, всеми силами старающегося выжить в мире зла и насилия,звучит в антивоенной комедии «Страх № 1» (1950), написанной в разгар «холоднойвойны». Одна из самых известных пьес 1950-х гг. — трагикомедия «Де ПретореВинченцо» (1957), стоившая автору немалых неприятностей (спектакли былизапрещены сначала в Риме, а затем в Милане за непочтительное отношение крелигии). В центре пьесы — история бедняка-беспризорника, который ворует, чтобыобеспечить достойную жизнь для своей возлюбленной. Он погибает от рукибанковского служащего, которого пытается ограбить, и попадает в рай, где передлицом святых, собравшихся судить и наказать его, убежденно доказывает своеправо находиться в раю. Группу социально значимых пьес 1940—1950-х гг. замыкаетдрама «Мэр района Санита» (1960), герой которой, не прибегая к официальномуправосудию, самостоятельно вершит суд в своем районе Неаполя — он разбираеттяжбы жителей, борется с каморрой (мафией), предотвращает убийства, сам выноситприговор виновным, делает добро и утверждает справедливость — и гибнет от рукибогатого булочника-мафиози. В последних значительных пьесах Де Филиппо«Памятник» (1970) и «Экзамены никогда не кончаются» (1973) проблемы добра и зларешаются в углубленно-философском плане. Де Филиппо является также автором трехсборников стихотворений (последний вышел посмертно). В 1981 г. он получилпожизненный титул сенатора и в том же году основал в Риме «Школу драматургии».

Произведения

Театр / Послесл. Л.Вершинина. — М.: Искусство, 1983. — 775с. Cantata dei giorni dispari: In 3 t. — Torino: Einaudi, 1975; Cantata dei giorni pari. —Torino: Einaudi, 1975.- 507 p.; I capolavori di Eduardo.- Torino: Einaudi, 1974.— XI, 394 p.

Литература

Молодцова М. Эдуардо де Филиппо. — Л.; М.: Просвещение,1965. — 143 с.; Рудницкий К. Простодушные драмы Эдуардо де Филиппо. — В кн.:Современная литература за рубежом М , 1962 — с. 477-520. Antonucci G. Eduardo De Filippo:Introd. e guida allo studio dell'opera eduardiana: Storia e antologia dellacritica. — Firenze: Le Monnier, 1981. — VII, 192 p.; Barsotti A. Eduardo dramaturgo: (Fra mondo del teatro e teatro delmondo). — Roma: Bulzoni, 1988. — 538 p.