Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭДМОН И ЖЮЛЬ ДЕ ГОНКУРЫ (EDMOND DE GONCOURT. 18221896; JULES DE GONCOURT. 18301870)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— братья-писатели,творчество которых представляет собой образец прочного содружества, слияниядвух творческих индивидуальностей; несмотря на разницу в возрасте, их с молодыхлет связывала глубокая духовная общность. Их творческие принципы, образ мыслей,художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Вся их жизньбыла без остатка отдана творческому труду. Богатейший материал для изучениялитературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники»Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека исоставили более 20 томов. В 50—60-е гг. XIXв. Гонкуры, уже сформировавшиеся писатели, вошли в круг писателей-реалистов; ссамого начала они считали себя учениками и последователями Бальзака, а позжевстречались на знаменитых «обедах пяти» с Золя, Флобером, Доде и Тургеневым. Ихпрограммный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя изаслужил его восторженный отзыв. Впоследствии Гонкуры вошли в так называемуюМеданскую группу писателей-натуралистов, признанным главой которой к томувремени стал Золя. В творчестве Гонкуров нашли отражение как сильные, так ислабые стороны натуралистической школы. Под влиянием идей позитивистскойфилософии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точноговоспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоевсовременного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов,изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. БратьямГонкурам был свойствен глубокий интерес к искусству, которое они в конечномсчете считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, ониоставили ряд значительных работ: «Искусство XVIII века» (1859—1875), «Актрисы XVIII века»,монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусаи.После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность.Задетый грандиозным успехом «Западни» Золя, ставшего признанным главойнатуралистической школы, Э. Гонкур обратился к поиску новых путей в развитииромана. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы,близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизнилюдей искусства, творческих талантливых натур и их среды — это «БратьяЗемганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). В последнем романе правдиво описанытеатральная среда и актерский быт. Прототипом героини послужила великаятрагическая актриса XIX в. Рашель; самые глубокие страницыромана посвящены ее работе над ролью Федры и показу внутренней творческой жизниактрисы. После смерти Эдмона де Гонкура его состояние в соответствии сволеизъявлением покойного было передано в фонд ежегодной литературной премии.До настоящего времени Гонкуровская премия — одна из крупнейших и самаяпрестижная литературная премия Франции.

Жермини Ласерте(Germinie Lacerteux. 1864)

— роман, в которомпроявились все характерные особенности творческой манеры Гонкуров. Впрограммном предисловии авторы заявили, что нужно ввести в литературу низыобщества, описать их безрадостную жизнь. Это история крестьянской девушки,испытавшей много лишений. После смерти родителей она попадает в Париж, гдепоступает в услужение к мадемуазель де Варандейль — суровой, но добросердечнойстарой деве. С этих пор судьбы двух одиноких людей сплетаются до самой смерти.Жермини — страстная натура, склонная к преданной любви и самопожертвованию. Еюовладевает страсть к молодому Жюпийону, сыну торговки, грубому, наглому ибессердечному человеку. Равнодушно принимая ее любовь, он мало-помалу обираетЖермини. Она терпит от него унижения и начинает пить. Эта порочная жизньостается тайной для мадемуазель Варандейль. Двойная жизнь и постоянная ложьприводят Жермини к полному падению. Сломленная, она опускается все ниже и вконце концов умирает на больничной койке. Все образы романа списаны авторами снатуры, реалистически показано мрачное «дно» Парижа. Гонкуры мастерскиописывают борьбу, происходящую в душе Жермини, угрызения совести, различныеэтапы ее морального падения. В образе Жермини авторы ближе всего подошли кизображению реальной трагедии простого человека, который в силу бесчеловечныхусловий жизни обречен на пороки и преступления.

Братья Земганно(Les frèresZemganno. 1879)

— самый известныйроман Эдмона Гонкура, написанный после смерти брата и содержащий многоавтобиографического материала. По словам Золя, Э. Гонкур «ощутил потребностьизобразить в символической форме прочные узы, соединявшие его с братом,возникшие в результате тесного и каждодневного сотрудничества». Лирическаяистория жизни двух братьев-акробатов Джанни и Нелло, нежная дружба между ними,их многолетние скитания, сначала с бродячим цирком отца, а затем вдвоем, их творческие поиски изображены автором свеликолепным знанием цирка, его особой романтической атмосферы. Э. Гонкурвоспевает искусство как постоянный труд, требующий изобретательности и полнойсамоотдачи. Лучшие сцены в романе — описания идеальной слаженности акробатов вих смертельно опасной работе. Джанни создает особенно эффектный номер, которыйдолжен прославить братьев. Однако козни цирковой наездницы, богатой американки Томпкинс,приводят к трагической развязке — Нелло после падения остается калекой, аДжанни ради душевного успокоения брата отказывается от любимой профессии. «Этаславная книга взволновала меня своей человеческой грустью и навсегда внушиламне особенно внимательное, страстное и сочувственное отношение ко всем людям,отдающим миру лучшее своей души»,— писал о романе М. Горький.

Произведения

Дневник: Записки о литературной жизни: Избранные страницы:В 2 т. — М.: Худож. лит., 1964; Жермини Ласерте; Братья Земганно; АктрисаФостен / Вступ. ст. В. Шора. — М.: Худож. лит., 1972. — 492 с. — (Б-ка всемирн.лит.). Oeuvres complètes: En 21 t. — Genève: Slatkine, 1986; Germinie Lacerteux; Lesfrères Zemganno / Предисл. З.М.Потаповой. — M.: Progrès, 1980. — 366 p.; Journal: Mémoiresde la vie littéraire, 1851—1896: En 3 t.-Paris: Laffont, 1989.

Литература

Дюшен И. «Дневник» Гонкуров. — Новый мир, 1965, № 9, с.261—264; Шор В. Гонкуры и импрессионисты. — В кн.: Импрессионисты, ихсовременники, их соратники, М., 1976, с. 132—148. Billy A. Les frères Goncourt.La vie littéraire à Paris pendant la seconde moitié du XIX-е siècle. — Paris: Flammarion, 1965. — 518 p.; Caramaschi E.Réalisme et impressionisme dans l'oeuvre des frères Goncourt. —Pisa: Libr. Goliardica; Paris: Nizet, 1971. —297 p.