Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС (CHARLES DICKENS. 18121870)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—родился в бедной семье мелкого чиновника. Материальное положение семьи былостоль тяжелым, что отец попал в долговую тюрьму. С детства Диккенс вынужден былработать — на фабрике ваксы, клерком уадвоката и, наконец, судебным и парламентским репортером. Его первая книга«Очерки Боза» (1836—1837) — сборникочерков и рассказов, печатавшихся ранее в различных газетах и журналах. Ужебудучи известным писателем, Диккенс совершил путешествие в США и рассказал в«Американских заметках» (1842) о своемглубоком разочаровании в американской демократии, вскрыл востропублицистической форме коррупцию, которую он увидел в общественно-политическойжизни страны. Диккенс быстро стал популярнейшим автором в широких кругахдемократических читателей, и публичные чтения его произведений, с которыми онвыступал в последние годы своей жизни, разъезжая по Англии, Ирландии, США, былитриумфом прославленного писателя. Глубоким гуманизмом и сочувствием к«маленьким людям» — скромным труженикам,осуждением бесчеловечности и паразитизма проникнуты созданные им картины социальнойи политической несправедливости. Сложные сюжетные переплетения, глубокая эмоциональностьи нравственная чистота его романов захватывают и волнуют читателя. Великопознавательное и воспитательное значение его книг.

Записки Пиквикского клуба(The Pickwick papers. 1836)

—первая книга, принесшая Диккенсу славу. Содержание ее составляют комическиеприключения пожилого джентльмена мистера Пиквика и его трех друзей,отправившихся в сопровождении слуги Сэма Уэллера в путешествие с «научнойцелью». Чистые душой чудаки Пиквик и его друзья, совершенно бескорыстные и незапятнанные грязью меркантильной расчетливости люди, сталкиваются во времясвоего путешествия со многими темными сторонами английской действительности.Нравственно безупречный, добрый и наивный мистер Пиквик привлечен к суду занарушение мнимого обещания жениться на алчной и хитрой вдове; он попадает вруки судебных крючкотворов, проводит некоторое время в долговой тюрьме, где познаетужас человеческих несчастий; знакомится с мистером Джинглем, авантюристом ижуликом, одним из занятнейших героев романа. Комизм положений, происходящихиз-за столкновения наивных пиквикистов с их оборотистыми и лицемернымисоотечественниками, ставшие знаменитыми «изречения» смышленого и остроумногослуги Сэма свидетельствуют о критической наблюдательности, остроте зренияписателя. Но в целом жизнь предстает в этой ранней книге Диккенса видиллическом освещении: она согрета чувством оптимизма и жизнерадостностьюсказки.

ОливерТвист(Oliver Twist. 1837)

—увлекательная и трогательная история злоключений маленького сироты ОливераТвиста, выросшего в приюте для бедных (так называемом работном доме). Описаниеработного дома, в котором бедняки подвергаются страшным унижениям, жестокоголодают, а дети превращаются в жалких маленьких рабов, стало сильнейшимреалистическим изображением бесчеловечной государственной«благотворительности». Убежав из приюты, Оливер Твист попадает в лондонскиетрущобы — гнездо нищеты и преступности.Он оказывается в шайке, где его учат воровству; мальчик наверняка бы погиб, еслибы не «идеальный» джентльмен мистер Браунлоу, забравший его к себе иоказавшийся близким другом семьи Оливера, которую тот считал навсегдаутерянной. Эта благополучная развязка, построенная, правда, на совпадениях,раскрывает уверенность писателя в торжестве человечности над злом инесправедливостью.

Николас Никльби(Nicholas Nickleby. 1838)

—история скитаний героя, которая разворачивается на широком и пестром социальномфоне. Николае был учителем, актером бродячей труппы, служащим фирмы. Виновникомтрудной судьбы его разоренной семьи является их родственник — преступный делец и ростовщик Ральф Никльби,зловещая фигура. К этому же миру бесчеловечности, алчности и наживы относитсяневежественный и жестокий владелец частной школы Сквирс, у которого работалНиколае Никльби. Сквирс морил голодом своих воспитанников, избивал их, моральнокалечил. Этому миру Диккенс противопоставляет братьев Чирибл,тоже буржуа, но воплощающих в себе, по Диккенсу, «добрые возможности»богатства. Эта «светлая» пара добряков восстанавливает справедливость: членысемейства Никльби получают принадлежащее им имущество и деньги, герой обретаетличное счастье, достигает благополучия благодаря своим высоким моральнымкачествам.

Лавкадревностей(The old curiosity shop. 1839)

—один из самых сентиментальных романов Диккенса. Девочка Нелл и ее дедушкаТрент, хозяин захудалой лавки древностей, становятся жертвами ростовщика,злобного карлика Квилпа, разорившего их и лишившего крова. Тяжкая жизньпростых людей Англии, отчаянное положение рабочих встают перед глазамистранствующих по городам и селам бездомных старика и внучки. Промышленныйгород кажется старику страшным и гибельным для человека. Шум заводов, движениечудовищ-машин пугают измученного Трента; он ищет покоя и обретает его в тихой,замкнутой жизни маленького селения. Но и здесь, в глуши, он и Нелл влачатжалкое существование, хотя и находят наконец желанный душевный покой. ОптимизмДиккенса в этом романе подорван. Мучительно жалок старик, охваченныйиллюзорными мечтами о неожиданном обогащении и проигрывающий в карты последниегроши, несчастна не по-детски терпеливая и добрая Нелл, не выдержавшая бедствийи умирающая совсем юной.

МартинЧезлвит(Martin Chuzzlewit. 1843)

—роман, написанный после посещения Диккенсом Америки. Основой сюжета явилоськритическое изображение американской действительности. В очерках «Американскиезаметки» (1842) Диккенс далреалистическую картину американского образа жизни, осудив прагматизм и низкийинтеллектуальный уровень американского обывателя. Писатель был возмущенрабством негров в южных штатах. События романа развиваются вокруг борьбы занаследство богача Мартина Чез-лвита-старшего. С глубоким мастерством раскрыта вповедении толпы жадных родственников и предприимчивых авантюристовдеморализующая психология чистогана, рождающая и преступления, и отвратительноелицемерие (классический образ Пекснифа), и откровенный эгоизм (герой романа МартинЧезлвит-младший). В зловещем и гротескном образе брата Мартина, ДжонасаЧезлвита, убедительно показана обссчеловечивающая, мертвящая сила денег. ОтецДжонаса — Энтони Чезлвит — стоит на пути сына к наследству, и тотрешает «убрать» старика. Эпизод поездки Мартина в США поднимает диккенсовскуюкритику денежной морали до острого разоблачения философии приобретательства,как таковой. Диккенс пишет о широчайшем размахе денежных афер и спекуляций,алчности дельцов, беспринципности и продажности прессы. Слуга Мартина МаркТэпли, наивный и комичный чудак Том Пинч и другие внешне как будто ничем непримечательные люди своим бескорыстием и добротой коренным образом отличаютсяот представителей жестокого мира чистогана. Мартин Чезлвит-младший, пройдятяжелую школу жизни и встретив на своем пути честных людей, избавляется отэгоизма и получает полагающееся ему по праву наследство.

Рождественские рассказы(Christmas books. 1843—1848)

—цикл произведений, наиболее значительные из которых — «Рождественская песнь в прозе». «Сверчок за очагом», «Колокола».В них сочетаются реальность и фантастика, сатира и мягкий лирический юмор. Вних происходят «рождественские чудеса», развертываются увлекательные итрогательные идиллии Жестокие эксплуататоры раскаиваются и становятся добряками;скромные труженики, хотя они и несчастны, а мир полон пороков, умеют всей душойотдаваться своим маленьким радостям. Но в образах коммерсанта Скруджа(«Песнь»), трех философствующих джентльменов («Колокола»), хозяина фабрикиигрушек («Сверчок за очагом») наглядно и очень зло раскрыты прозаическая ибесчеловечная мораль и философия богачей, по сравнению с которыми душевный мири жизнь клерка, рассыльного, извозчика и других выглядят особенно нравственнымии чистыми.

Домбнисын(Dombey and son. 1847)

~ роман, в центре которого одиниз наиболее ярких образов, созданных Диккенсом,— мистер Домби Не только жизненные цели Домби, но и его семейныеотношения основаны прежде всего на коммерческих интересах. Судьба Домби — крупного негоцианта, высокомерного,холодного гордеца — трагична: он теряетсына — наследника фирмы. Воспитаниенежного по натуре, жаждущего тепла и ласки мальчика сводится прежде всего квнушению правил «хорошего поведения» и основ «денежной» морали Его разлучают слюбящей и нежной сестрой Флоренс, и маленький Поль умирает. Не желающий знатьничего, кроме заинтересованности в делах фирмы, Домби в надежде на рождениенаследника женится вторично на бедной девушке. Но леденящую атмосферу мрачногодома Домби не выдерживают ни его дочь Флоренс, к которой он предельно равнодушен, ни вторая жена,гордая Эдит, покинувшая его. Фирма Домби терпит крах. И когда Домби лишаетсясвоего богатства, он начинает многое переоценивать. Годы, проведенные водиночестве, заставляют его по-иному взглянуть на мир. Он снова обретает дочь,становится любящим отцом и дедушкой. Замораживающему душу денежному интересу вромане противопоставлены трогательная теплота, солидарность, прямодушиебедняков, простых людей, спасших Флоренс и сделавших ее счастливой.

ДэввдКопперфильд(David Copperfield. 1850)

—роман в достаточной мере автобиографический. В нем прослежена жизнь героя — детство, юность, первые годы самостоятельнойлитературной деятельности. Дэвид рано остается сиротой, узнает изнурительныйдетский труд, беспризорность, горести личной жизни и проходит через множестводругих испытаний. Характер Дэвида формируется в столкновении с миром бездушия иэгоизма (его отчим мистер Мердстоун, школьный товарищ аристократ Стирфорт). сотвратительной жадной злобой, которая прячется под маской добродетели (УрияГип), с миром бедности и несбыточных надежд (печально-комический Микобер) и,наконец, с миром верных друзей, честных людей (семья его няни Пеготти). Многиегерои романа, как и Дэвид, переживают и любовь, и глубокие разочарования, иличные трагедии. Такова печальная судьба простой девушки Эми, погнавшейся завнешним блеском красивой жизни и соблазненной развратным товарищем ДэвидаСтирфортом. Тонко прослежено мучительное отчуждение Дэвида от его когда-толюбимой первой жены. Радостно и гармонично его чувство ко второй жене — Агнессе. Моральная чистота, трудолюбие,доброта приводят Дэвида к осуществлению его жизненных целей и к душевному равновесию.В конце романа справедливость торжествует. Это произведение открывает порутворческой зрелости Диккенса.

Холодный дом(Bleak house. 1852)

—один из наиболее социальных романов писателя. Неудачи чартистского движения вАнглии, половинчатые результаты революции 1848г. на континенте содействовали утрате писателем демократических иллюзий. Кэтому времени Диккенс проникается более критическим взглядом на общество иприходит к пониманию его как единой системы зла. В структуре романов Диккенса вэтот период происходят значительные сдвиги. Он отказывается от прежней схемыромана-авантюры и переходит к социально-проблемному роману большого масштаба.При этом в центре оказывается одна из сторон социальной действительности, ивокруг этого тематического и сюжетного центра группируются различныеперсонажи. В романе сложно переплетены многочисленные сюжетные линии, отражаязапутанный и сложный характер изображаемой автором действительности. ВКанцелярском суде десятки лет тянется процесс «Джарндис против Джарндис»,захвативший несколько поколений истцов и ответчиков и с течением времениутративший всякое реальное значение. Задуманный как сатира на судопроизводство,роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования передлицом бездушных «бумажных» законов; после того как были взысканы судебныеиздержки по десятилетиями тянувшемуся делу, от наследства ничего не осталось.Другую сюжетную линию романа составляет история аристократической семьиДэдлоков и семейства Джарндис, в котором живет незаконнорожденная дочь миссисДэдлок — Эстер. С суровостью и резкостью,почти не смягченными обычным диккенсовским юмором, автор выступает противтрадиционализма английской аристократии, воплощенного в образе Дэдлоков, противполитиканов — консерваторов и либералов.Диккенс создает образы людей, связанных друг с другом сложнейшими и частозагадочными взаимоотношениями, с огромной сатирической силой разоблачаетфилантропию, правдиво показывает огромный город с его трущобами, детской беспризорностью.Среди образов романа выделяется трагическая фигура маленького подметальщикаулиц Джо — символ страдания обездоленных.

Тяжелые времена(Hard times. 1854)

—роман, затрагивающий редкую для английской литературы того времени темуотношений предпринимателя и рабочих. Диккенс нарисовал промышленный городокказарменного типа, где трудятся и живут в нищете рабочие, создающие богатствоБаундерби, Грэдграйнда и др. Если Баундерби —воплощение грубой эксплуатации, то Грэдграйнд представляет бесчеловечную инизменную идеологию денежного расчета. Среди жертв этих стяжателей и рабочийСтивен, и дети Грэдграйнда. Луиза Грэдграйнд по настоянию отца выходит замуж заБаундерби, который ей омерзителен, но, не выдержав бездушной философии «факта ирасчета», на которой строится их совместная жизнь, покидает мужа. Эта жефилософия оказывается губительной и для Тома Грэдграйнда, морально развращаетего, превращает в вора. Рабочий Стивен, в уста которого Диккенс вкладываетнемало разоблачительных слов об эксплуатации и неравенстве, трагическипогибает.

И хотя забастовку, котораяописывается в романе, Диккенс вместе со своим героем Стивеном считаетнецелесообразной, он глубоко сочувствует тяжелой судьбе эксплуатируемых.

КрошкаДоррит(Little Dorrit. 1855)

-- роман, отличающийся сложнейшими сюжетнымипереплетениями и детективными мотивами. В центре его — разорившаяся семья доброй, самоотверженной Эми Доррит,прозванной Крошкой Доррит. Ее отец на многие годы попал в долговую тюрьмуМаршальси, где и вырастает Эми. Величествен и одновременно жалок образ мистераДоррита — «отца Маршальси», старающегосяв своем бедственном положении сохранить достоинство и репутацию джентльмена.Однако и он совершенно опускается, живя на подачки и заработки измученнойтяжким трудом дочери. Так же эгоистичны его сын и вторая дочь, привыкшие ктому, чтобы о них заботилась, жертвуя собой, маленькая Эми. Судьба этой семьитак же, как и прочих обитателей «Подворья разбитых сердец», представляетсянеизбежной при господстве могущественных финансовых хищников Мердлей иБарнаклей (полипов), присосавшихся к «министерству волокиты» (так Диккенсназвал паразитический государственный аппарат). Сатира Диккенса в этом романеглубока и остра. И даже скромное счастье Крошки Доррит, которого она в концеконцов достигает, выйдя замуж за честного и бескорыстного Кленнема, невоспринимается как выражение надежды на исправление социальных пороков.

Большиенадежды(Great expectations. 1860)

—один из последних романов Диккенса, в котором, как в «Нашем общем друге» (1865) и «Тайне Эдвина Друда» (1870), заметен спад социального напряжения.Элементы детективного и криминального жанра, игравшие подчиненную роль враннем и зрелом творчестве Диккенса, теперь выдвигаются на первый план.Одновременно Диккенс частично возвращается к оставленной им сюжетной схемеромана-биографии. В романе «Большие надежды» рассказана история мальчика Пипа.Сирота и бедняк, он неожиданно получает богатство от человека, пожелавшегоостаться неизвестным. Мечты о карьере, уверенность, что ему покровительствуетстарая леди, в чью воспитанницу, Эстеллу, Пип влюблен, — все эти «большие надежды» разбиваются, когда он узнает, что егооблагодетельствовал каторжник, которому он в детстве помог. Пип разоряется,Эстелла выходит замуж за другого. Однако деньги уже успели его развратить: онпривык к роскошной жизни высшего общества. Трудно и не вдруг наступаетпрозрение, начинается переоценка ценностей. Пережив крах своих ожиданий, Пипнаходит сочувствие и поддержку у прежних друзей— кузнеца Джо и его жены Бидди

Произведения

Собрание сочинений: В 30 т. /Под общ. ред. А.А.Аникста, В.В.Ивашевой, Е.Л.Ланна; Вступ. ст. В.В.Ивашевой.—М.: Гослитиздат, 1957—1963; Собраниесочинений: В 10 т. / Редкол.:

А.А.Аникст и др.; Вступ. ст.М.В.Урнова.— М.: Худож. лит., 1982—1987;Приключения Оливера Твиста; Повести и рассказы /Вступ. ст. А. Кеттла. — М.: Худож. лит., 1969.— 685 с.— (Б-ка всемирн. лит.). The works: In 30vol.— London: Chapman a. Hall, 1881; Theadventures of Oliver Twist.— M.: For. lang. publ. house, 1955.- 550 p.; Bleak house.- M.: For. lang. publ. house, 1957.- XV, 930 p.; Christmas books/ Introd. by E. Farjeon. — London:Oxford univ. press, 1954.— XV, 398 p.;David Copperfield.— M.: For. lang. publ. house,1949.— 850 p.; Dealings with the firm Dombey and son: In 2 vol. / Предисл. А. А. Бельского. — M.: For. lang, publ. house, 1955; Great expectations.— Harmondsworth,Midd'x: Penguin books. 1955. — 443 p.; Hard times / Предисл. и коммент. Е. Корниловой,Н.Соловьевой; Под ред. А.Аникста.— М.: For. lang. publ. house, 1952.— XV, 334 p.; Little Dorrit / With an introd. by M. Whyte.— London:Collins, 1954; Martin Chuzzlewit: In 2 vol.— M.: For. lang. publ. house, 1951; Nicholas Nickleby / With an introd. by G. K. Chesterton.- London: Dent; New York:Dutton, 1957. - XXII, 842 p.; The oldcuriosity shop / Предисл. и коммент. Н. М. Соловьевой. -М.: For. lang. publ. house, 1952.- XV, 670 p.; The Pickwick papers / Introd. by G. K. Chesterton -London: Dent; New York: Dutton, 1954.- XXVIII,804 p.

Литература

Чарльз Диккенс:Библиография рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз.,1838—1960 / Сост. Ю.В.Фридлендер и И. М. Катарский; Вступ. ст. И. М.Катарского. — М.: Изд-во Всесоюзн. кн.палаты, 1962. — 324 с.; Ивашева В. В.Творчество Диккенса.- М.: Изд-во МГУ, 1954.- 470с.; Ивашева В. По прошествии столетия.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и векминувший...», М., 1990, с. 124— 180; Катарский И.М. Диккенс в России:Середина XIX в.- М.: Наука, 1966.- 428 с.; Ланн Е.Л. Диккенс.— М:Гослитиздат, 1946.— 529 с.; МихальскаяН.П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.- 126 с.; Пирсон X. Диккенс / Послесл. В.Каверина.-М.:

Мол. гвардия, 1963.— 511 с.— (Жизнь замечат. людей); СильманТ. И. Диккенс: Очерки творчества.— Л.: Худож. лит., 1970.— 376 с.. Тайна Чарльза Диккенса: Библиогр. разыскания / Сост. Е.Ю.Гениева, Б. М. Парчевская; Авт.вступ. ст. Е. Ю. Гениева. — М.: Кн.палата, 1990.— 535 с.;

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / Вступ. ст. В.Ивашевой.— М.: Прогресс, 1975.— 320 с.;

Честертон Г. К. Чарльз Диккенс / Пер. Н.Трауберг; Предисл. и коммент.К.Атаровой.— М.:

Радуга, 1982.- 206с. Dyson А. Е. The inimitable Dickens.— London: Macmillan, 1970.— 303 p.; Johnson Е Ch. Dickens: His tragedy and his triumph: In 2 vol.— New York: Simon a. Schuster, 1952; Priestley J. B. Charles Dickens.—London: Thames a. Hudson, 1961.— 144 p.