Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС (JORGE LUÍS BORGES. 18991986)

ЛИТЕРАТУРА АРГЕНТИНЫ

— уроженец Буэнос-Айреса, детство и юность провел в Европе,куда уехал вместе с родителями — его отец нуждался в длительном лечении; там ихи застала Первая мировая война. Среднее образование он получил в Швейцарии. В1919 г. семья переехала в Испанию, где Борхес сблизился с кругом молодыхлитераторов, сторонников авангардизма. Вернувшись в 1921 г. на родину, сталлидером популярного в 20-х гг. поэтического движения «ультраизма», входил влитературную группу «Флорид». В лирических сборниках «Жар Буэнос-Айреса»(1923), «Луна напротив» (1925), «Тетради Сан-Мартина» (1929) использовалнеожиданность как средство создания «концентрированного» поэтического образа,необычные визуальные метафоры. Затем Борхес оставил поэзию и после несколькихлет молчания начал публиковать прозу — «Всемирная история бесчестья» (1935),«История вечности» (1936), «Вымыслы» (1944), «Алеф» (1949). К стихам онвернулся только в 60-х гг., но это была уже совсем иная поэзия, болееабстрактная, подчеркнуто интеллектуальной манеры, отражавшая напряженныевнутренние искания автора, размышления о сущности человека, философскоеосмысление мира — «Другой, тот же самый» (1964), «Сокровенная роза» (1975),«История ночи» (1977) и др. Писатель сотрудничал в литературных журналах,занимался изданием серии произведений детективного жанра, составлял антологии,работал в муниципальной библиотеке Буэнос-Айреса (1937—1946), возглавлялНациональную библиотеку страны (1955—1973). Он преподавал англо-американскуюлитературу на факультете философии и литературы столичного университета, читалкурсы лекций в США, Великобритании, Италии, Франции. Борхес являлся почетнымдоктором крупнейших университетов мира, лауреатом многочисленных литературныхпремий Европы и обеих Америк. Прозу Борхеса составляют новеллы — фантастические,психологические, приключенческие, детективные, сатирические, — рассказы-эссе,называемые писателем «расследованиями», прозаические миниатюры, хитроумныефилософские притчи. Порой — особенно на начальном этапе творчества — Борхесвыступал как певец родного Буэнос-Айреса, любовно создавая зарисовкипатриархальных нравов и обычаев, обрабатывая местные предания, проявляявнимание к героическому миру национального прошлого. Но большей частьюматериал для своих произведений он черпал из необъятного океана мировогокультурного наследия, нередко толчком к написанию служила прочитанная книга,научный труд, живописное полотно. Круг интересов Борхеса был необычайно широк —философия, теология, восточная и западная мистика, история литературы; здесь онотыскивал то, что, на его взгляд, представляло «эстетическую ценность», будилоего художественную фантазию. Книги, лабиринт, зеркало, сон были его любимымиобразами. В повествовательной структуре своих произведений он опрокидывалпространственно-временные связи, скрупулезно и последовательно конструировалнекую новую гипотетическую реальность, где были свой законы и внутренние связи.Изображаемый Борхесом мир - сборники «Делатель» (1960), «Сообщение Броуди»(1970), «Золото тигров» (1972), «Книга песчинок» (1975), «Двадцать пятоеавгуста 1983 года и другие рассказы» (1984) — представал стихией сплошныхвымыслов. Оригинальные по замыслу, глубокие по философскому содержанию рассказыБорхеса имеют метафорическую природу. Писатель использует сложные, многосоставные, многозначные метафорыкультурологического плана, метафоры-символы. Символика является одной изособенностей поэтики его творчества. Склонный к пересмотру устоявшихся иобщепринятых понятий, демонстрирующий множественность точек зрения на действительность,Борхес довольно часто прибегает к новаторской и парадоксальной интерпретациимифа или классического литературного мотива, пользуясь при этом приемомавторской мистификации, реминисценциями, заимствованиями. Борхес поразительнолаконичен, он бережно отбирает слова, тщательно следит за ритмом повествованияи чрезвычайно сложен для перевода. Им написан также ряд работ о народной поэзии(«О литературе гаучо», 1950; «Поэзия гаучо», 1955), исследования о творчествеЛеопольде Лугонеса, Эваристо Карриего, Данте. Прочитанные им лекции поразличным вопросам мировой культуры составили сборник «Семь ночей творения»(1981).

Произведения

Сочинения: В 3 т. / Сост., предисл., коммент. Б. Дубина. —Рига: Полярис, 1994; Коллекция: Рассказы.Эссе. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Вс. Багно. — СПб.: Северо-Запад, 1992.— 639 с.; Оправдание вечности /Сост. Б.Дубин, В.Кулагина-Ярцева.— М.: ДИ-ДИК,1994.— 552 с.; Письмена Бога / Сост., вступ, ст. ипримеч. И.М.Петровского.— М.: Республика, 1992.— 510 с.; Проза разных лет /Сост. и предисл. И.Тертерян. — М.: Радуга, 1984.— 318 с.

Obras completas: T. 1—3.— Buenos Aires: Emecé, 1964—1965; Obrascompletas en colaboración. — Buenos Aires: Emecé, 1979.— 989 p.;Obra poética 1923—76.— Madrid: Alianza, 1979.—508 p.; Prosa completa: En2 t. — Barcelona: Braguera, 1980; Veinticinco Agosto1983yotroscuentos. — Madrid: Siniela, 1984.—151 p.

ЛитератураAlazraki J. La prosanarrativa de Jorge Luís Borges.— Madrid: Gredos, 1974.— 487 p.; Borges y Ialiteratura: Textos para un homenaje / Ed. V. Polo Garcia.— Murcia: Univ. de Murcia, 1989.— 278 p.; Massuh G. Borges:Una estética de silencio. — Buenos Aires: Ed. de Belgrano, 1980. — 269 p.; Vázquez М. E.Borges, sus dias y su tiempo.— Barcelona: Vergara, 1985.— 344 p.