Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ХЕНРИК ЮХАН ИБСЕН (HENRIK JOHAN IBSEN. 18281906)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— один из«властителей дум» на рубеже столетий, классик норвежской литературы и мировойдраматургии. Родился в городе Шине в семье коммерсанта. Творческий путь начал всередине прошлого века стихами, посвященными героям венгерской революции1848—1849 гг. Еще будучи студентом, Ибсен стал одним из издателей оппозиционнойсатирической газеты. В 1851—1857 гг. он руководил Бергенским национальнымтеатром, с 1857 г. — национальным театром Христиании. В 1862 г. былаопубликована пьеса Ибсена «Комедия любви», вызвавшая ожесточенные нападкичитателей и недоброжелательной критики, требовавшей расправы с драматургом,осмелившимся подвергнуть осуждению устои морали. Непонимание его взглядов в стране, разочарованиев политике правительства в отношении датско-прусского конфликта, тяжелоематериальное положение вынудили писателя покинуть Норвегию. Около 30 летпровел он в других странах и лишь в 1891 г. вернулся на родину. Все творчествоИбсена представляет собой протест против мещанской морали, против компромиссовс совестью. Большинство героев его пьес — честные идеалисты, вступающие вконфликт с окружающим их обществом, но остающиеся в трагическом одиночестве.

Бранд(Brand. 1866)

— драматическаяпоэма в стихах. Ее герой — священник, живущий в одном из глухих горных районовНорвегии. Прихожане его бедны иневежественны. Человек исключительной воли и характера, герой порицаетприверженность соотечественников к материальным благам и духу практическогокомпромисса, считая их причиной духовного вырождения человека. «Все или ничего»

— таков его девиз.Следуя этому принципу, он безжалостен к окружающим и к самому себе. Умирают, неперенеся жестоких условий существования, жена Бранда Агнес и его маленький сын.Герой остается один. Суровому и фанатичному проповеднику духовнойбескомпромиссности противопоставлен в пьесе Фогт, главные побуждения которого— корысть, тщеславие и мещанское благоразумие.Произнеся вдохновенную речь о величии подвига, о жертвенном стремлении кидеалу, священник заражает энтузиазмом прихожан, они следуют за ним. Но идеалыгероя слишком туманны и расплывчаты. Его призыв к духовному возрождениюнепонятен. Узнав, что награда за муки и страдания заключается только в сознанииисполненного долга, прихожане восстают против Бранда и покидают его. Одинокий,окровавленный и обессиленный, он погибает под снежной лавиной.

Пер Гюнт(Peer Gynt. 1867)

— драматическаяпоэма, главный герой которой — фантазер и мечтатель — воплощает в себе рядчеловеческих слабостей: леность, слабодушие, склонность к половинчатымрешениям. Вместе с тем он не лишен своеобразного обаяния. Пер влюбляется вСольвейг, чистую и кроткую девушку, но, чтобы поддержать свою славу удальца, похищаетИнгрид, чужую невесту, которую скоро бросает. В течение долгих лет Перскитается по свету, меняя занятия и обличья, живет в богатстве и в бедности, нов конце концов нищим и одиноким стариком возвращается на родину, ничего несовершив. Здесь он вновь находит свою старую лесную хижину, на пороге которойвстречает Сольвейг, ожидавшую его долгие годы. Она спасает Пера, уверив его,что в ее памяти он всегда оставался самим собой.

Столпы общества (Samfundets støtter. 1877)

— пьеса, геройкоторой, консул Берник, выдавая себя за честного предпринимателя и высоконравственногочеловека, распространяет темные слухи о своем шурине Юхане. Через много летЮхан и его сводная сестра Лона, за которой когда-то ухаживал Берник,возвращаются из Америки на родину. К этому времени консул стал преуспевающимдельцом; а в глазах общества — образцовым семьянином и гражданином. Вскоре онузнает, что его сын тайком пробрался на корабль, на котором Юхан возвращается вАмерику. Корабль же с ведома Берника плохо отремонтирован и заранее обречен нагибель. В отчаянии Берник ханжески кается в клевете на Юхана. Обществошокировано, но выгодное предложение консула о строительстве железной дорогивосстанавливает его пошатнувшийся было авторитет. Пафос этого произведения вгневном сатирическом разоблачении «столпов общества».

Кукольный дом (Et dukkehjem. 1879)

— пьеса, обошедшая театры всего мира ивызвавшая горячие споры. Героиняпьесы, Нора Хельмер, живет«кукольной жизнью». Ее роль в семье сводится к тому, чтобы хранить уют иподдерживать хорошее расположение духа мужа — Хельмера. Но жизнь Норы вовсе неидиллична. В первые годы брака ей пришлось, спасая жизнь тяжело болевшего мужа,тайно от него занять крупную сумму денег. Для этого она подделала подпись отца.Когда Хельмер узнает о подлоге, он гневно осуждает жену. Нора, ждавшая чуда —проявления любви, сочувствия и великодушия, — прозревает. Она заявляет мужу,что их восьмилетняя супружеская жизнь была не настоящим браком, не союзомравных, а просто сожительством. Продолжать это сожительство Нора не желает ипоэтому оставляет семью. Она уходит, чтобы начать новую жизнь, определить своеместо в обществе. «Кукольный дом» — произведение чрезвычайно смелое для своеговремени — ставило вопрос о полном равноправии женщины, хотя бы в рамках семьи.

Привидения (Gengangere. 1881)

— драма, посвященнаяпроблеме буржуазного брака. В центре ее судьба фру Алвинг, насильственновыданной замуж за распутного и легкомысленного человека. Героиня пыталась уйтиот мужа к пастору Мандерсу, которого она полюбила. Но пастор — святоша иограниченный моралист — заставил ее вернуться к мужу. Фру Алвинг вынужденаудалить из дома своего сына Освальда, чтобы развращающее влияние отца некоснулось ребенка. Спустя много лет Освальд, молодой художник, возвращаетсядомой, и несчастья одно за другим входят в дом фру Алвинг. Сгорает только чтовыстроенный на ее средства приют; узнав о том, что она незаконная дочьпокойного Алвинга, уходит служанка Регина; трусливо бежит пастор Мандерс, и наруках у фру Алвинг остается неизлечимо больной, впавший в слабоумие Освальд.

Враг народа (En folkefiende. 1882)

— комедия, в которойИбсен с особой силой разоблачил пороки, разъедающие государственныйорганизм: коррупцию, продажность прессы,жажду наживы, ненависть к поборникам истины.

Доктор Стокман, честный и наивный идеалист, установил, чтоводопроводная система его родного городка, славящегося своим курортом иводолечебницей, является причиной заболеваний, источником инфекции. Желаяоказать услугу согражданам, он собирается печатно оповестить их о грозящейопасности, но это очень невыгодно «отцам города» (в том числе и бургомистру,брату доктора). Против Стокмана ополчается общественное мнение, брат и тестьпредлагают ему умолчать об его открытии, но безуспешно. Герой один выступаетпротив сплоченного большинства, заявляя в финале пьесы, что сила — водиночестве. Эта точка зрения характерна для Ибсена, противопоставляющегообществу бунтаря-одиночку.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони.— М.: Искусство, 1956—1958; Драмы; Стихотворения / Предисл. В.Адмони. — М.:Худож. лит., 1972. — 814 с. — (Б-кавсемирн. лит.); Пер Гюнт / Пер. А.Шараповой; Вступ. ст. Н.Любимова. — М.:Худож. лит., 1978.— 272 с.

Samlede verker: In 21 bd. / Hundreårsutgave ved F. Bull,Н. Koht, D. A.Seip. — Oslo: Gyldendal 1928-1957.

Литература

Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. — 2-е изд.,перераб. и доп. — Л.: Худож. лит., 1989. — 270 с.; Неустроев В. Генрик Ибсен ипроблемы романтизма. — В кн.: Скандинавский сборник, Таллин, 1964, т. 9, с.136—156; Хейберг X. Генрик Ибсен / Пер. В. Якуба;Послесл. В. Адмони. — М.: Искусство, 1975. — 278 с. Bien H. Henrik IbsensRealismus: Zur Genesis und Methode des klassischen kritisch-realistischenDramas. — Berlin: RuttenLoening, 1970. —325 s.;Fraenkl P. Ibsens vei til drama: En undersøkelse av dramatikerensgenesis. — Oslo: Jørgensen, 1955. — 262 s.: Shaw G. B. The quintessence of Ibsenism: Nowcompleted to the death of Ibsen.- London: Constable, 1913.- XIX, 210 p.