Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 17591805)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- драматург и поэт; родился всемье полкового лекаря, прошел курс обучения в закрытой военной школе при дворегерцога Вюртембергского, из которой был выпущен в звании полкового врача.Проведя много лет на этой «плантации рабов» под личным надзором одного из самыхотвратительных тиранов тогдашней феодальной Германии, Шиллер на личном опытепознал деспотизм господствующих классов и бесправие третьего сословия, ккоторому принадлежал. Он рано познакомился с сочинениями французскихпросветителей и, глубоко восприняв передовые идеи своего века, прониксяненавистью к тирании и самовластию. Не вынеся притеснений, Шиллер бежал запределы Вюртембергского герцогства. Он прожил жизнь, исполненную горькой нуждыи лишений, преждевременно сведших его в могилу. Шиллер отдал много сил нетолько поэзии, но и трудам по философии, эстетике и истории. В течение долгоговремени он преподавал историю в одном из крупнейших немецких университетов, вЙене. Сочинения его по эстетике и истории вызывают интерес и сегодня, отражаяопределенный этап в развитии общественной мысли. На формирование егоэстетических взглядов, как и на развитие поэтического творчества, особоевоздействие имел Гёте. В начале творческого пути, в период «Бури и натиска»,Шиллер создавал пьесы и стихи, исполненные революционного протеста противпроизвола и тирании. Они имели огромное влияние на передовую немецкую молодежьи встречали живой отклик во Франции и других странах. После Великой французскойреволюции Шиллер был удостоен диплома почетного гражданина Французскойреспублики. Позднее Шиллер стал склоняться к более умеренному,просветительскому идеалу, отводя значительную роль героическому и возвышенномуискусству в процессе воспитания свободного человечества. Особенно велика рольШиллера в создании исторической драмы, в которой он, используя материалпрошлого, обращался к самым животрепещущим вопросам своего времени. ПьесыШиллера, принадлежащие к вершинам мировой драматургии, не сходят со сцены и внаши дни.

Разбойники (Die Räuber. 1781)

— первая юношеская трагедияШиллера, которая в 80-е гг. XVIII в. была воспринята зрителем как смелое выступление противфеодального произвола и деспотии. Юный Карл Моор, сын владетельного графа,становится жертвой зависти и клеветы. Вытесненный злодеем-братом из отчегодома. Карл собирает шайку разбойников и отправляется с ней в богемские леса,чтобы мстить за неправду и несправедливость. Но Карл не может в одиночкусовладать с общественным злом. В конце концов он сдается, отказавшись от бунтаи борьбы.

Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschwörungdes Fiesco zu Genua. 1783)

— пьеса, которую сам автор назвал«республиканской трагедией». Сюжет заимствован из старинной хроники о восстаниив Генуэзской республике против тирании дома дожа Дориа. Герой пьесы — молодойпатриций Фиеско, пламенный республиканец, становится во главе заговора, чтобысвергнуть тирана и вернуть Генуе ее древние республиканские права. ОднакоФиеско честолюбив — постепенно им овладевает желание самому стать властителемГенуи. В момент, когда восстание уже поднято и Фиеско провозглашает себягерцогом, истинный республиканец Верина, защищая права республики, убиваетФиеско.

Коварство и любовь (Kabale undLiebe. 1784)

— трагедия, относящаяся к раннимпьесам Шиллера. В ней показана судьба бедной девушки, мещанки Луизы, и знатногоюноши Фердинанда, которые любят друг друга вопреки сословным и общественнымпредрассудкам. Затравленные премьер-министром герцогства и его подлымиклевретами, влюбленные становятся жертвой предательства и погибают. Пьесапрозвучала как пламенный призыв к защите бедных людей, как грозное обличениекняжеского произвола.

Дон Карлос (Don Karlos. Infantvon Spanien.1787)

— Драматическая поэма. Действие ееотносится к эпохе Возрождения, когда Нидерланды подняли знамя борьбы противиспанского владычества. События, изображенные в пьесе, происходят при Дворемрачного деспота, испанского короля Филиппа II. Король ревнует жену к ее пасынкудону Карлосу. Престолонаследник вопреки исторической истине изображен Шиллеромкак пылкий юноша, который воодушевлен республиканскими идеями. Он сочувствуетвосставшему нидерландскому народу. Вдохновляемый своим другом маркизом Позой,дон Карлос решает тайно бежать в Нидерланды; его подстерегают, арестовывают, икороль обрекает сына на казнь. Героем этой Драматической поэмы является нетолько дон Карлос. Не меньшая роль отведена в ней и маркизу Позе. Поза —любимый герой Шиллера. Именно он является в пьесе носителем всех положительных качеств и устремлений:вольнолюбия, горячего сочувствия угнетенному народу, веры в торжество добра надзлом. Пьеса направлена не только против деспотизма и самовластия, но и противкатолической церкви, которую Шиллер считал зловещей силой. «Дон Карлос» написанбелым стихом, пятистопным ямбом — тем размером, которым затем были написаны вседрамы Шиллера.

Валленштейн(Wallenstein. 1800)

— трилогия, посвященнаявыдающемуся полководцу Тридцатилетней войны, который командовал войскамиавстрийского императора. Валленштейн был заподозрен в сговоре со шведами и убитв пограничной крепости Эгер наемными убийцами. В первой пьесе — «ЛагерьВалленштейна» — показана пестрая толпа эпохи Тридцатилетней войны: солдаты,крестьяне, офицеры. Из их диалогов создается образ Валленштейна, прославленногополководца, который пошел на разрыв с венским двором ради осуществления своихпланов. Во второй части — «Пикколомини» — изображена борьба различных группвнутри армии за и против Валленштейна. В третьей части — «Смерть Валленштейна»— показала гибель полководца, павшего от руки подкупленных убийц. «Валленштейн»— одно из самых монументальных произведений Шиллера.

МарияСтюарт(MariaStuart. 1801)

— трагедия, написанная Шиллером,когда талант его достиг полной зрелости. В драме воспроизведены последние днишотландской королевы Марии Стюарт, приговоренной к смерти по обвинению впокушении на жизнь королевы Англии Елизаветы. Образ Марии Стюарт — один изсамых ярких в творчестве Шиллера. Действие пьесы развивается на протяжениинебольшого отрезка времени; автор воспроизводит на сцене один из самыхдраматических эпизодов истории Англии, когда шла борьба между силами,отстаивающими новые буржуазные формы государственности, и поборникамикатолицизма. Несмотря на сочувствие своей героине, Шиллер показывает закономерностьее гибели, поскольку именно с Марией Стюарт католическая реакция связываланадежду на осуществление своих замыслов.

Орлеанскаядева(DieJungfrau von Orleans. 1802)

— одна из самых знаменитых пьесШиллера. Она долгое время находилась под цензурным запретом в царской России,ибо в ней романтически приподнятый образ крестьянской девушки Жанны д'Арк,народной героини, противопоставлен образу ничтожного короля. Потрясеннаябедствиями, обрушившимися на Францию, безгранично веря в свое предназначение,Жанна становится во главе войска и вдохновляет народ на войну, котораязаканчивается освобождением Франции от британских захватчиков. Пьеса эта,написанная в период, когда над Германией нависла непосредственная угрозанаполеоновского вторжения, прозвучала как призыв к организованномусопротивлению перед опасностью утраты национальной независимости.

Вильгельм Телль(Wilhelm Tell. 1804)

— драма, посвященная борьбешвейцарского народа против австрийского ига. В центре ее — образ легендарногострелка Вильгельма Телля, который выстрелом из лука убил известного своейжестокостью австрийского наместника. Этот выстрел послужил сигналом квосстанию. Восставшие изгнали войска австрийского императора и объявилиШвейцарию свободной страной. В патетических народных сценах раскрываютсягероизм свободолюбивого швейцарского народа, жестокость его притеснителей. Вкратких ремарках Шиллер с большим мастерством рисует красоту природы, на фонекоторой развивается действие. Через всю пьесу проходит мысль о великомвоздействии народа на ход истории.

Стихотворения

— Шиллер был не только крупнейшимдраматургом, но и выдающимся лириком. Мастерство Шиллера-поэта высоко ценилиПушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен и многие другие известные поэты икритики. Ранние лирические стихи Шиллера отличаются некоторой высокопарностьюи надуманностью. Его поэзия приобретает большую значительность, когда онпереходит к политическим и общественным мотивам. Таковы стихотворения «Дурныемонархи», в котором звучит гневное осуждение тиранов, «Руссо», где поэтвоспевает великого революционного философа. Высокого гуманистического пафосадостигает лирика Шиллера в гимне «К радости», который послужил темой дляДевятой симфонии Бетховена и кантаты Чайковского. Мыслью о животворной силеискусства и грустью по ушедшему миру прекрасной Эллады проникнуто стихотворение«Боги Греции». Шиллер размышляет о высоком призвании поэта («Властьпеснопения»), о конфликте просветительских идеалов свободного мироустройства сжестокой действительностью («Идеал и жизнь»), в «Разделе земли» прославляетбескорыстное служение художника обществу. Интересны философские стихи и баллады 1790-хгг.: «Рыцарь Тогенбург», «Кубок», «Перчатка», «Порука», "Поликратовперстень», «Ивиковы журавли» и др. Опираясь на образцы античных и немецкихнародных сказаний, Шиллер создал свой тип исторической баллады о людях большойотваги, верящих в справедливость. Баллады Шиллера нашли самый широкий отклик внародных массах. Особоеместо в творчестве Шиллера занимает «Песнь околоколе», изображающая жизнь трудящегося люда с ее буднями и праздниками,радостями и печалями, прославляющая мирное согласие человечества.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т.: Пер. снем. / Под общ. ред. H. H. Вильмонта, Р.М.Самарина; Вступ. ст H.H. Вильмонта.— М.:Гослитиздат, 1955—1959; Валленштейн: Драм. поэма / Изд. подгот. H Я.Славятинский.— М.: Наука, 1980.—592 с.— (Лит. памятники); Вильгельм Телль / Пер., Предисл. и коммент. Н.Я.Славятинского. — М.: Детгиз, 1959.— 173 с.; Коварство и любовь / Пер.П.Любимова; Послесл. и примеч. А.Дейча. — М.: Искусство, 1967. — 128 с.; МарияСтюарт / Пер. Б Пастернака. — М.: Искусство, 1960. — 199 с.; Гёте И. В., ШиллерФ. Переписка: В 2 т. / Пер. и коммент. И. Е. Бабанова. — М.: Искусство, 1988;Разбойники; Коварство и любовь / Предисл. Л.Гинзбурга.— М.: Худож. лит., 1967.—270 с. Werke: In 5Bd. / Ausgew. und eingel. v. J. Müller. —Weimar: Volksverl., 1958; Don Karlos;Die Jungfrau von Orleans; Wilhelm Tell.— Berlin:Aufbau-Verl., 1959.— 549 S.; Gedichte /Hrsg. von A.Abusch: Berlin, 1955.— 604S.— (Gesammelte Werke. Bd. 1); Kabale undLiebe.— Berlin: Verl. d. Nation. 1969 - 195 S.; MariaStuart: Trauerspiel in 5 Aufz.— Leipzig: Rečiam, 1952.—128 S.; Die Räuber — Berlin: Volk u. Wissen, 1953.—132 S.; Die Verschwörung des Fiesco zu Genua: Einrespublikanisches Trauerspiel.- Leipzig: Rečiam, 1954.- 112S.; Wallenstein.- Berlin: Neues Leben, 1965.-405 S.

Литература

Абуш А. Шиллер. Величие и трагедиянемецкого гения: Пер. с нем.— М.: Прогресс, 1964.— 308 с.; Ланштейн П. ЖизньШиллера: Пер. с нем. / Послесл. и коммент. А. Гугнина. — М.: Радуга, 1984,— 403с.; Лозинская Л. Фридрих Шиллер.— М.: Мол. гвардия, I960.— 334 с.— (Жизнь замечат.людей); Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. — М.: Гослитиздат,1955. — 430 с.; Фридрих Шиллер: Статьи и материалы.— М.: Наука, 1966.— 422 с. Koopman H.Friedrich Schiller.— 2., erg. und durchges. Aufl.: In 2Bd.— Stuttgart: Metzler, 1977; SchillersLeben dokumentarisch in Briefen, zeitgenössischen Berichten und Bildern /Zusgest. v. W. Hoyer. — Berlin:Kiepenheuer, 1967.- 861 S.