Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРИДРИХ ГЕЛЬДЕРЛИН (FRIEDRICH HÖLDERLIN. 17701843)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— писатель, творчество которогоявилось своеобразным связующим звеном между классицизмом И романтизмом. Горячийприверженец Великой французской революции, Гельдерлин мечтал о свержениимонархического режима в Германии и горячо сочувствовал освободительной борьбеугнетенных народов. Французская революция обусловила увлечение поэта идеямидемократического правления по образцу античности. Сложные связи Гельдерлина свеймарским классицизмом сильно повлияли на его творческие искания. Творчествоего было предметом споров и дискуссий среди современных немецких поэтов и получилоокончательное признание только после смерти. Он умер от душевной болезни,мучившей его всю жизнь.

Стихотворения

— отличаются глубиной философскоймысли, изысканностью формы и музыкальностью. Ранние стихи Гельдерлина пропитаныпафосом революционной борьбы. Таков «Гимн свободе», написанный под впечатлениемфранцузской революции 1789 г., а поэтическая мудрость «Песни судьбы» ВдохновилаБрамса на создание музыкального произведения. Высоким совершенством формы всочетании с гражданственностью отличаются оды в античных размерах («К немцам»,«Судьба»,

«Природа», «Паркам», «Молодымпоэтам»). Пантеистическая натурфилософия лежит в основе лирических образовпесен и од Гельдерлина, посвященных Диотиме. Под этим именем он воспел СюзеттуГонтар, жену банкира, у которого он был домашним учителем; с Сюзеттой еготрагически разлучили («Песнь о прощении», «Разлука», «Прощание», «Жалоба МенонеДиотиме» и др.).

Гиперион(Hyperion. I797-1799)

- единственный роман Гельдерлина, выразивший свободолюбивыеустремления писателя, его сочувствие угнетенным, отвращениек феодальному строю. Действие романа происходит в современной ГельдерлинуГреции, где в то время нарастало народно-освободительное движение против османского ига. Юный грекГиперион, поэт и мечтатель, вдохновляется патриотическими идеями своегопоколения. Он оставляет невесту Диотиму и отдает все силы родине и народнойборьбе — принимает участие в сражении при Чесме. Раненого Гипериона спасаютрусские моряки. После долгих скитаний он попадает в Германию. Гельдерлин сотвращением описывает реакцию и отсталость, которые царят в Германии, и устамисвоего героя выносит им суровый приговор. Наконец Гиперион получает возможностьвернуться на родину. Но Греция повержена, и Диотима умерла. Роман, написанный вэпистолярной форме, воспринимается как лирический, подкупающий своейискренностью человеческий документ. Проза Гельдерлина отличается исключительнойпоэтичностью, ритмичностью и музыкальностью.

Смерть Эмпедокла (DerTod des Empedokles. 1798—1799)

— трагедия, герой которойдревнегреческий философ Эмпедокл, уроженец острова Сицилия, принимает участие вполитической борьбе, развернувшейся на его родине. Враги изгоняют его изгорода, и он, предпочитая смерть измене убеждениям, бросается в огнедышащийкратер Этны. Этой пьесе присущи глубокий гуманизм и гражданский пафос, с особойсилой выраженные в образе Эмпедокла.

Произведения

Сочинения / Сост. и Вступ. ст.А.Дейча. — М.: Худож. лит., 1969. — 543 с.; Гельдерлин Ф. Гиперион; Стихи;Письма. Гонтар С. Письма Диотимы / Изд. подгот. Н.Т.Беляева.— М.: Наука, 1988.—717 с.— (Лит. памятники); Смерть Эмпедокла / Предисл. А.В.Луначарского.— М.;Л.: Academia, 1931.- 134 с. Werke: In 2Bd. / Ausgew. und eingel. von H. Greiner-Mai. —Weimar:Volksveil, 1963; Hyperion oder der Eremit inGriechenland.—Leipzig: Rečiam,1953.— 144 S.; Der Tod des Empedokles /Hrsg. u. mit e. Nachw. von H. Schumacher. — Zürich:Classen, 1946.— 96 S.

Литература

Берковский H.Я. Гельдерлин.— В кн.: БерковскийН.Я. Романтизм в Германии, Л., 1973, с. 263— 323; Дейч А. И. Судьба ФридрихаГельдерлина.— В кн.: Дейч А. И. Судьбы поэтов, М., 1974, с. 13—80; Протасова К.С. Фридрих Гельдерлин. Его время, жизнь и творчество. — В кн.: Зарубежнаялитература, М., 1962, с. 3—226. Binder W.Hölderlin-Aufsätze. —Frankfurta. М.: Insel,1970.— 401 S.; Haussermann U. Friedrich Hölderlinin Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. —Hamburg:Rowohlt, 1967.— 178 S.