Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРЕНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД (FRANCIS SCOTT FITZGERALD. 18961940)

ЛИТЕРАТУРА США

—родился в штате Миннесота, учился в Принстонском университете, откуда в 1917 г. был призван в армию. Ему не пришлосьучаствовать в сражениях Первой мировой войны, но сама обстановка военноговремени произвела на него чрезвычайно сильное впечатление. Фицджеральд стал влитературе едва ли не первым представителем поколения, которое позже назовут«потерянным». Еще во время службы в армии был начат первый роман Фицджеральда«Романтический эгоист», проникнутый духом сомнения и разочарования втрадиционных нравственных ценностях. Молодежь Америки военного поколенияпереживала болезненный кризис: осознав разительную отсталость культуры США отее индустриальной мощи, она отказывалась от идеалов отцов, пуританских запретови предрассудков прошлого века. Это новое мироощущение полностью воплотилось втворчестве Фицджеральда. В 20-е гг. его первый роман в окончательной редакцииувидел свет под заглавием «По эту сторону рая». Это произведение, несмотря навсю его незрелость, было столь своевременно, что принесло Фицджеральду иизвестность, и финансовый успех. В 1920г. Фицджеральд женился на Зельде Сейр, страдающей, как выяснилось впоследствии,душевным недугом. Героини романов Фицджеральда («Прекрасные и проклятые», 1922; «Великий Гэтсби», 1925; «Ночь нежна», 1934) невольноунаследуют черты сходства с его женой —необычайную привлекательность и крайнюю беспринципность. Сама принадлежность ккругу подобных людей представлялась Фицджеральду серьезной помехой длятворчества. С незаурядным мастерством и сатирическим блеском Фицджеральдизобразил в своих романах и рассказах тех, кто беззаботно присваивает себеплоды чужого труда. Тем не менее писатель уступал соблазну богатства и написалмножество «коммерческих» рассказов. Двойственность Фицджеральда не помешала емустать наиболее ярким и точным выразителем настроений «века джаза» — так называли годы временного послевоенногопреуспеяния, отмеченные парадным оптимизмом и взвинченной тягой к потреблению,завершившиеся в 1929 г. сильнейшимэкономическим кризисом. С 1924 по 1930 г. писатель жил в Париже, где встречалсяс Хемингуэем, Гертрудой Стайн и другими выдающимися современниками. Он умер в 1940 г., не закончив роман о Голливуде«Последний магнат» (1941, посмертно).

ВеликийГэтсби(The great Gatsby. 1925)

—центральное произведение Фицджеральда и самое совершенное из его созданий. ДжейГэтсби, сын бедного фермера, влюбляется в девушку «из общества» Дэзи Фей.Добиваясь ее благосклонности, он идет на всевозможные ухищрения. Ему удаетсяразбогатеть — в годы сухого закона он спекулировалспиртными напитками. Гэтсби строит роскошную виллу недалеко от дома, где живетДэзи с мужем, и начинает поражать округу доходящим до абсурдностигостеприимством и невиданной щедростью, мишурностью, безвкусными выходками.Его цель — привлечь внимание Дэзи,проникнуть в ее круг. Упрямая верность поклонника на какое-то время располагаетк нему Дэзи, но это только ускоряет его гибель. Сидя за рулем принадлежавшейГэтсби машины, Дэзи сбивает женщину. И она, и ее муж с поразительнымравнодушием реагируют на совершенноеими убийство. Муж пострадавшей,считая виновником Гэтсби, убивает его, а затем себя.

Ночьнежна(Tender is thenight. 1934)

—роман, в котором писатель раскрыл себя так откровенно, как ни в одном из своихпроизведений. Положенная в его основу история талантливого врача-психиатра ДикаДайвера напоминает личную драму Фицджеральда, творческую и семейную. ДеградацииДайвера способствуют обстоятельства, подобные тем, о которых писатель рассказалв сборнике автобиографических эссе «Крах» (1936).В одной из клиник Цюриха Дайвер встречает Николь Уоррен, чья природнаяпривлекательность еще более выигрывает из-за принадлежности к миру оченьбогатых людей. Николь, дочь миллионера, страдает шизофренией на почвесексуального преступления, совершенного ее отцом. Стремясь излечить Николь,Дик сам увлекается ею, а родные девушки способствуют их браку. Дик приобщаетсяк компании блестящих бездельников, окружающих Николь, и, став по существудомашним врачом при одной-единственной пациентке, постепенно отходит от науки.Беззаботным и обаятельным предстает Дик в начале романа, в эпизодах отдыха нафранцузской Ривьере, рассказанных от лица молодой и красивой голливудскойдебютантки, очарованной Диком и не подозревающей о неблагополучии в его семье.Обстоятельства, предшествовавшие женитьбе Дика, и подробности заболеванияНиколь раскрываются только во второй части романа, и по мере их выяснениячитатель узнает о духовном крахе Дайвера. Герой с горечью осознает, что еготалант «перекочевал в сейфы Уорренов». С большой психологической глубинойпоказано, как исчезает оптимизм Дайвера. Николь уходит от Дика, гибнет еголучший друг, а сам он возвращается в США, где безвестно прозябает в провинции.

ПроизведенияИзбранныепроизведения: В 3 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Зверева.— М.:Худож. лит., 1977;

Портрет в документах / Сост., предисл. и коммент. А.Зверева.— М.:Прогресс, 1984.— 341 с. The Bodley Head Scott Fitzgerald: In 4vol. / With an introd. by J. B.Priestley.—London: Bodley Head, 1958-1960.

Литература

Гайсмар М.Ф. Скотт Фицджеральд:Орест в отеле «Риц». — В кн.: Гайсмар М.Американские современники, М., 1976, с. 121—179; Горбунов А.Н. Романы Френсиса СкоттаФицджеральда.— М.: Наука, 1974.— 148 с.;Кухалашвили В. К. Ф.С.Фицджеральд и американский литературный процесс 20—30-х годовXX века.— Киев: Наукова думка, 1983.— 237с.; Мендельсон М. О. Творческий путь Френсиса Скотта Фицджеральда. — В кн.: Проблемы литературы США XX века, М.,1970, с. 163—220; Старцев А. И.Горькая судьба Фицджеральда; Скотт Фицджеральд и «очень богатые люди». — В кн.: Старцев А. И. От Уитмена доХемингуэя, М., 1972, с. 249—304; Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд: Пер. сангл. / Предисл. М.Кореневой.— М.: Мол.гвардия, 1981.— 318 с., ил. — (Жизнь замечат. людей). Bmccoli М. J. Some sort of epic grandeur: The life of F.Scott Fitzgerald. —London: Hodder a.Stoughton, 1981.-XXXI, 624 p.; Eble R. F. Scott Fitzgerald.-New York: Twayne, 1963.- 174 p.; Fahey W. F. Scott Fitzgerald and American dream.—New York: Crowell, 1973.— 177 p.