Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (FRANCESCO PETRARCA. 13041374)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— поэт и ученый-гуманист, завоевавший огромный авторитет усовременников как филолог, глубокий знаток античной культуры и автор рядаморально-философских трактатов на латыни. В историю же мировой литературы онвошел как автор лирических стихов, написанных на итальянском языке, сделавшихего имя бессмертным и оказавших огромное влияние на творчество поэтовпоследующих поколений. Петрарка родился в городе Ареццо в семье нотариуса.Детство его прошло в Авиньоне, где находился в то время папский двор. Он училсяв Болонском университете, но затем, бросив занятия юриспруденцией, вернулся вАвиньон и принял духовное звание. Здесь же, в Авиньоне, в 1327 г. он встретил вцеркви Лауру, которую любил и благоговейно почитал всю свою жизнь. В 1333 г.Петрарка совершил большое путешествие по Европе с целью «открытия» древнихавторов, изучал рукописи, знакомился с крупнейшими учеными. За эпопею налатинском языке «Африка» Петрарка был увенчан лаврами на римскомКапитолии. После многих лет путешествий по Италии он уединился в небольшомместечке около Падуи, продолжая филологические изыскания и литературныештудии; там он скончался. И в ученых трудах, и в лирике Петрарки отразилисьхарактерные для переходного периода в истории итальянской культуры противоречиямежду средневековым и новым, гуманистическим мировоззрением. Горячий поклонник«языческой», то есть античной культуры, страстно любивший жизнь и природу,считавший, что человек рожден для счастья и наслаждения, Петрарка не мог,однако, расстаться с традициями религиозной, аскетической идеологиисредневековья и мучительно переживал это глубокое и пугавшее его противоречие.Обессмертив себя замечательной любовной лирикой («Книга песен»), Петрарка вошелтакже в историю итальянской политической лирики как автор знаменитых канцон,призывающих к миру и объединению Италии («Моя Италия», «Высокий дух» и др.).

Канцоньере. Книга песен (Il Canzoniere)

— под таким названием объединены лирические стихи, которыеПетрарка посвятил своей возлюбленной Лауре. Он разделил сонеты и канцоны о нейна две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Лаура —идеал красоты и духовного совершенства — не становится у Петрарки символическими бесплотным образом, подобно мадоннам средневековых поэтов. В стихах«Канцоньере» возникает живой образ прекрасной женщины. В первой частитрагические переживания поэта рождены суровой недоступностью возлюбленной иощущением греховности его земных чувств. Во второй части, посвященной умершейЛауре, поэт скорбит о своей утрате, и Лаура, являющаяся в его грезах,становится его нежной утешительницей. Стихи Петрарки, необычайно музыкальные иизящные по форме, сыграли огромную роль в развитии лирической поэзии: в нихопоэтизирована земная страсть, воспеты реальные человеческие чувства. Любовнаялирика приблизилась к жизни, преодолевая отвлеченность и туманнуюаллегоричность средневековой поэзии.

Произведения

Африка / Изд. подгот.Е.Г.Рабинович, М.Л.Гаспаров.— М.:Наука, 1992. — 368 с.— (Лит. памятники); Избранная лирика /Пер. А.Эфроса. — М.: Гослитиздат, 1955. — 202 с.; Избранное; Автобиографическаяпроза; Сонеты / Сост., общ. ред. и коммент. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1974. — 443 с.; Книга песен / Сост., предисл.и примеч. Б. Пуришева. — М.: Гослитиздат, 1963. — 166 с.; Лирика / Вступ. ст. ипримеч. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1980. — 381 с.; Сонеты; Избранныеканцоны; Секстины; Баллады; Мадригалы; Автобиографическая проза / Сост., предисл.и примеч. Н.Томашевского. — М.: Правда, 1984. — 589 с.

Canzoniere / Testo critico e introd. di G. Contini. — Torino: Einaudi, 1964. — XXXVIII, 471 p.; Rime e trionfi / A cura di F. Neri; Con unanota biogr. e bibliogr. di E. Carrara. — 2-a ed. riv. a cura di E. Bonora.- Torino: UTET, I960.- 663 p.

Литература

Веселовский А. Н.Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere 1304—1904 гг.— СПб.: Суворин, 1912. — 158 с.; Данченко В.Т.Франческо Петрарка: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. На рус. яз.— М.: Книга, 1986. — 237 с.; Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. -Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1988. - 204 с.; Хлодовский Р. И. ФранческоПетрарка: Поэзия гуманизма. — М.: Наука, 1974. — 174 с.

Bosco U. Francesco Petrarca. - Bari: Laterza, 1961. - 302 p.; De Sanctis F. Saggio critico sul Petrarca. - Napoli: Morano, 1932. — XII, 293 p.; Dotti U. Vita di Petrarca. — Bari: Laterza, 1987. — XII, 501 p.

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО(GIOVANNI BOCCACCIO. 1313-1375)

— гуманист, ученый-филолог и писатель, творчество которогоотразило демократические народные тенденции раннего Возрождения, освобождениемысли и чувства от пут феодально-религиозного миропонимания. Боккаччо был сыномфлорентийского купца. Отказавшись посвятить себя торговому делу и праву, начем настаивал отец, Боккаччо с юных лет занялся изучением античности. Молодостьон провел в Неаполе при дворе короля Роберта Анжуйского, в побочную дочькоторого был влюблен и которую вывел в своих произведениях под именемФьямметты. Впервые она появляется в его раннем романе «Филоколо» (1336—1338).Одно из самых ярких произведений Боккаччо 1340-х гг. — поэма «Филострато»(около 1345), навеянная эпизодом из французской поэмы XIIв. «Роман о Трое». Поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345—1346) — о любвинимфы Мензолы к пастуху Африко, направленная против аскетических идеалов, оченьнепосредственна и во многом реалистична. Наибольший интерес представляетповесть «Фьямметта» (около 1344—1345) — исповедь женщины, покинутойвозлюбленным. Для повести характерны точность в передаче бытовых реалистических деталей и тонкие психологическиенаблюдения. О жизни Боккаччо после возвращения во Флоренцию из Неаполя в 1340г. известно довольно мало. Несколько лет он скитался по городам северной Италиив поисках постоянных занятий. В 1348 г. он снова оказался во Флоренции, гденаблюдал эпидемию чумы, которую впоследствии описал в «Декамероне». В 1350 г.он встретился с Петраркой, установил с ним постоянную переписку, нередко черпаяв ней жизненную силу и дружескую поддержку. В 1350-е гг., ценимый согражданамикак известный поэт и один из самых образованных людей своего времени, онвыполнил ряд дипломатических поручений Флорентийской республики. По своимполитическим убеждениям Боккаччо всегда оставался республиканцем. Между 1348 и1353 гг. было написано его самое значительное произведение — «Декамерон»,благодаря которому он приобрел славу зачинателя реалистической итальянскойпрозы и блестящего мастера новеллы. В 1361 г. Боккаччо уединился в городкеЧертальдо недалеко от Флоренции, весь свой досуг посвятив чтению классиков ираздумьям о бренности человеческого существования. Петрарка помог ему найтивыход из духовного кризиса и побудил к занятиям литературой. В эти годыБоккаччо писал исключительно на латыни. Основываясь на изучении античности, онсоздал ряд трактатов о классической мифологии и о прославленных людяхдревности. В 1373 г. по просьбе флорентийской коммуны он занимался составлениемкомментария к «Божественной комедии» Данте.

Декамерон(ILDecameron. 1352—1354)

— выдающийсялитературный памятник эпохи Возрождения. Боккаччо нарисовал в своей книге картиныполнокровной реальной жизни, галерею живых образов — людей самых разнообразныхпрофессий, социальных слоев, характеров. Действительность заиграла в«Декамероне» яркими красками. Остроумие, шутка, утверждение жизни во всех еечувственных радостях — все это вместе с антиклерикальной направленностьюновелл нанесло чувствительный удар религиозно-аскетической идеологиисредневековья и явилось огромным вкладом в культуру Возрождения. «Декамерон» —собрание новелл, связанных между собой обрамляющим повествованием. Во времячумы 1348 г. десять образованных и остроумных молодых людей (трое юношей исемь девушек) выезжают из Флоренции на загородную виллу, и там каждый из них втечение десяти дней рассказывает по новелле (декамерон — десятидневник). Здесьи рассказы о жизненных превратностях, благополучно кончающихся благодаряслучайным совпадениям, узнаваниям и т. д., и коротенькие анекдотическиерассказы о проделках шутников и весельчаков, которые разоблачают кичливыхвельмож, и злободневные повествования о монахах и попах, живущих сугубонизменными интересами, играющих на суевериях народа и в результате набивающихсвои вместительные кошельки. Эротические мотивы, встречающиеся в ряде новелл«Декамерона», при всей их откровенной трактовке решены с характерным для автораизяществом и воспринимаются как острая критика ханжеской морали. Боккаччописал свои новеллы живым и красочным языком, не пренебрегая острым народнымсловцом, каламбуром, бурлеском.

Произведения

Амето: Комедия флорентийских нимф; Фьямметта. — М.: Худож.лит., 1972. — 333 с.; Декамерон / Пер. А. Н. Веселовского; Вступ. ст. А.Штейна. — М.: Гослитиздат, 1955. — 655 с.; То же / Пер. Н.Любимова; Вступ. ст.Р. Хлодовского. — М.: Худож. лит., 1970. — 703 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Малыепроизведения / Предисл., сост. и общ. ред. Н. Томашевского. — Л.: Худож. лит.,1975. — 605 с. Tuttele opere / Antologia a cura di V. Branca. — Brescia: La Scuola, 1969. — 1066 p.; Decameron / A cura di V. Branca. — Firenze:Le Monnier, 1960.

Литература

Алексеев М. П. Кентерберийские рассказы и Декамерон. —Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1941, Кафедра всеобщ, лит., т.41, с. 50—100; Бранка В. Боккаччо средневековый: Пер. с ит. — М.: Радуга, 1983.— 399 с.; Веселовский А. Н. Боккаччо, его среда и сверстники: В 2 т. — СПб.,Тип. Акад. наук, 1893—1894; Хлодовский Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль. — М.:Наука, 1982. - 349 с. Muscetta C. Giovanni Boccaccio. —Bari: Laterza, 1972. — 371 p.; Russo L. Letture critiche del Decameron. — Bari: Laterza, 1956. — XI, 380 p.; Studi sul Boccaccio: In 5 t. / A cura di V. Branca. — Firenze: Sansoni, 1963—1969.