Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНЦ КАФКА (FRANZ KAFKA. 18831924)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

—родился в Праге, в семье коммерсанта. Окончив юридический факультет Пражскогоуниверситета, он не решился сделать литературу своей профессией и почти всюжизнь прослужил чиновником в одном из пражских страховых агентств. Однакоострая потребность писать не покидала Кафку, и те немногие часы, что оставалисьпосле скучной канцелярской работы, он отдавал творчеству, работая исступленно,как бы предчувствуя, что жить ему предстоит недолго: в 1924 г. он умер от туберкулеза. Большая часть его творческогонаследия (три незаконченных романа, многочисленные рассказы, дневники и письма)издана посмертно. Кафка рано обрел свою художественную манеру. Он частоприбегает к таким средствам сатирического иносказания и философского обобщения,как гротеск, аллегория, притча. Герой новеллы «Превращение» маленький чиновникЗамза обнаруживает, что превратился в огромное насекомое. Это неправдоподобноесобытие изображается обстоятельно и подробно, с большим количествомнатуралистических деталей и в конечном счете вызывает жуткое ощущениедостоверности. Но подлинно ужасное заключается в другом: Грегор Замзаоказывается совершенно одиноким и беспомощным в своей беде. Добрые отношения,которые связывали героя с людьми, были лишь видимостью: даже семья Замзы нечает, как избавиться от чудовищного человека-насекомого, и в конце концовспособствует его гибели. В сходной манере написаны многие новеллы Кафки, средикоторых наиболее известны «Приговор»,

«Нора», «Сельский врач» и др.Часто обращается Кафка и к притче. В притче «Как строилась великая китайскаястена» современная цивилизация изображена Кафкой в виде грандиозного и давноуже ненужного сооружения, над созданием которого на протяжении нескольких вековбез цели и смысла трудятся многие поколения строителей. В жанре притчи написаныновеллы «В исправительной колонии», «Голодарь» и др. Мир изображается у Кафкибез указания конкретных примет времени и места; но это и не совсемфантастический мир, поскольку в нем господствуют реальные законы общества, а завневременными образами писателя, за всеми его мрачными аллегориями ифантастическими абстракциями проступают контуры вполне конкретного социальногозла. При всей самобытности манеры Кафки в ней часто прослеживается влияниеГофмана и в особенности Достоевского с его гуманистическим пафосом состраданияк «униженным и оскорбленным». О сильном воздействии Диккенса свидетельствуетнезавершенный роман «Америка», наиболее близкий к традициям критическогореализма. В причудливых картинах, нарисованных Кафкой, часто нетрудно узнатьжизнь Австро-Венгерской империи начала века. Боязнь изменений и прогресса,крайняя отчужденность личности от общества, доходящая до абсурдабессмысленность существования государственных учреждений и многочисленныхчиновников при полном их практическом бездействии, косность и бюрократизм,социальные антагонизмы и ущемление демократических свобод — все эти очевидные признаки кризисаевропейской цивилизации были выражены в Австро-Венгрии особенно ярко. Только нафоне австро-венгерской действительности начала века становится понятнымзначение «сатирических трагедий» Кафки —его романов «Процесс» и «Замок».

Процесс(Der Prozess. 1914)

—произведение, где особенно удалось сочетание фантастики и реальности, стольсвойственное манере Кафки. Двое неизвестных бесцеремонно вторгаются в квартиручиновника Йозефа К. и объявляют ему, что он арестован и против него возбужденоследствие. Йозефа К. обвиняет Суд — таинственнаяорганизация, всемогущество которой герой осознает лишь постепенно. Арестналожен на него формально и не мешает ему по-прежнему свободно передвигаться,исправно выполнять служебные обязанности, но непостижимая сила Суда преследуетего ежечасно. Суд в романе — аллегорически-гротескноеолицетворение власти, охраняющей жестокие законы общества. В жернова этойбездушной, обезличенной власти попадает Иозеф К. и погибает, как считает Кафка,не безвинно. Беда и вина Йозефа К. в том, что он пассивно и охотно следовалэтим законам, не задумывался об их несправедливости до тех пор, пока сам нестал их жертвой. Смерть Йозефа К. воспринимается как возмездие за утратучеловечности, как кара за бездумное отречение от исконного нравственного долгачеловека — служить добру. Глубокийтрагизм «Процесса» отмечен печатью безысходности: человек, морально изувеченныйобществом, не может вырваться из-под его губительной власти.

Замок(Das Schloss. 1921-1922)

—роман, в котором связь с реальностью, с привычным почти утрачена. Контурыпредметов очерчены зыбко и расплывчато, пространственные и временные связипостоянно нарушаются, что прежде всего относится к самому Замку — таинственной цитадели, властвующей надпустынным заснеженным краем, куда неведомо как попадает герой романа землемерК. Стороннему человеку Замок недоступен даже физически: он, словнозаколдованный, удаляется и тонет в снежной мгле при малейшей попыткеприближения. Еще более безнадежны попытки испросить право доступа в Замокофициальным путем у местной администрации. Оплот и одновременно символ власти,Замок предстает в изображении Кафки неприступной бюрократической твердыней, гдегосподство чиновнической касты обретает черты гротескной фантасмагории.Бесконечные вереницы чиновников образуют столь же бесконечную иерархическуюлестницу, нижние ступени которой недосягаемы, а верхние даже незримы дляпростого смертного; в Замке круглосуточно кипит до абсурда бессмысленнаядеятельность — в несметном количествеиздаются приказы и предписания, за выполнением которых уже никто не следит;одно ведомство не знает, что творит другое; все тонут и барахтаются внескончаемом бумажном потоке, даже не пытаясь вникнуть в суть происходящего, новидимость чрезвычайной важности бюрократического труда охраняется свято.

Повествуя обезнадежной борьбе землемера К. с Замком —этим монстром бюрократизма, Кафка придает описываемым событиям символическуюмногозначность. Герой «Замка» активен: с открытым забралом идет он на бой собществом, всеми силами стремясь разгадать скрытый механизм его таинственнойвласти и доискаться до смысла его законов, но обретает в этом бою лишьбесславную гибель.

Одно из последних произведенийписателя, «Замок» может служить эталоном его прозы: кристальная прозрачность фразы,строгая логика развития мысли и сюжета, емкая многозначность символов и аллегорий,убийственная точность сатирических ударов —все эти и многие другие особенности повествовательной манеры Кафкисконцентрировались в романе на редкость отчетливо.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. /Сост. Е.А.Кацева; Вступ. ст., примеч. М. Л. Рудницкого.— СПб.:

Северо-Запад, 1995; Сочинения: В 3 т. / Предисл., сост. икоммент. Д. В. Затонского. —М.: Худож. лит.; Харьков: Фолио, 1995; Дневники и письма / Предисл. Ю. И.Архипова. —М.: ДИ-ДИК;

Танаис; Прогресс—Литера, 1995. — 606 с.; Роман; Новеллы; Притчи / Сост. и авт. Предисл. Б. Сучков.— М.: Прогресс, 1965.—614 с. Erzahlungen; Der Prozess; Das Schloss. —Berlin: Rutten u. Loening, 1965.— 821S.

Литература

Затонский Д. В. Франц Кафка ипроблемы модернизма. — М.: Высш. шк., 1972. — 131 с.; Гулыга А. Философская прозаФранца Кафки. — В кн.: Вопр. эстетики:Кризис западноевропейского искусства и соврем, зарубеж. эстетика, М., 1968, с.293—322; Сучков Б. Л. Франц Кафка.— В кн.: Сучков Б. Л. Лики времени,М., 1976, т. 1, с. 5—73. Beicken Р. U. Franz Kafka: Eine kritische Einfuhning indie Forschung. —Frankfurta. M.: [Fischerj, 1974.- XVII, 453 S.; Bezzel С. Kafka-Chronik. - Miinchen; Wien, 1975.- 217 S.; Hermsdorf R. Kafka: Weltbild und Roman.—Berlin: Rutten u. Loening, 1961.— 300 S.; Wagenbach K. Franz Kafka inSelbstzeugnissen und Bilddokumenten. —Hamburg: Rowohit, 1966.— 153 S.