Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНЦ ВЕРФЕЛЬ (FRANZ WERFEL. 18901945)

ЛИТЕРАТУРА АВСТРИИ

—писатель, для творчества которого характерно стремление пронести верностьтрадициям европейской гуманистической культуры через сложные социальные идуховные противоречия и бурные исторические коллизии XX столетия. Верфель родился в Праге, большую часть жизни провел вВене. С 1938 г., после присоединенияАвстрии к владениям Третьего рейха, писатель жил в эмиграции: сначала — во Франции, а с 1940 г.— вСША, где и умер вскоре после окончания войны. Начинал Верфель свою литературнуюдеятельность как лирик и драматург-экспрессионист. Но уже в 1920-е гг. втворчестве писателя все явственней проявляется тяготение к реализму.Достижением Верфеля в этот период следует признать его новеллы, среди которыхвыделяются «Смерть обывателя», «Дом печали», «Отчуждение» (все — 1927), а также близкий к ним по проблематикеи стилю роман «Однокашники» (1928).Глубокий психологизм сочетается в этих произведениях с резкой критикойнравственного убожества общественных отношений. Стремясь противопоставитьотрицательным явлениям своего времени гуманистические идеалы, Верфель создает в 1932 г. роман «Сорок дней Муса-дага» — героическую эпопею о борьбе армянскогонарода против турецкого геноцида. Приход Гитлера к власти был воспринятписателем как закономерный итог духовного кризиса цивилизации и породил в еготворчестве горький пессимизм, окрашенный тонами религиозной мистики. Лишь в конце30-х гг. Верфель с большим трудом вновь обретает веру в человечность; в егопоздней лирике и особенно в новеллах «Скверная легенда о несостоявшемсяповешении» (1937), «Бледно-голубымженским почерком» (1941), а также в драме«Якобовский и полковник» (1945) все болееотчетливо начинают звучать антифашистские темы. Однако стремление к воплощениюабстрактных нравственных и философских коллизий ослабляет силу многих егопроизведений. Счастливым исключением стал лишь роман «Гимн Бернадетте» (1941), одно из наиболее популярныхпроизведений Верфеля. Изданный посмертно роман «Звезда нерожденных» (1945) как по жанру антиутопии, так и по своейфилософской направленности представляет собой попытку осмыслить итоги и перспективыразвития европейской культуры и цивилизации. Он свидетельствует о новыхтенденциях в творчестве Верфеля, близких философской прозе Т. Манна и Г. Гессе.

Верди(Verdi. 1924)

—роман о выдающемся итальянском композиторе. Верфель многое сделал дляпопуляризации творчества Джузеппе Верди в Австрии и Германии: издал в немецкомпереводе его письма, обработал тексты либретто нескольких опер. «Верди» — не просто биографический роман; в немзапечатлены глубокие раздумья Верфеля о миссии искусства и долге художника.Основная коллизия романа определяется противоборством двух концепций искусства.Одну концепцию представляет Верди, другую —Вагнер, на стороне которого слава, популярность, предупредительное почтениекритики. Тем не менее в искусстве Верди, забытом современниками, писатель видитмир строгой красоты, гармонии и ясности. В музыке Вагнера же передаетсяразрозненный, смятенный внутренний мир современного декаданса, мир субъективныйи провозглашающий субъективность высшим творческим принципом. Верди, признаваяноваторство Вагнера, гениальную смелость его исканий, отвергает вагнерианствокак выражение духа, свободного от нравственных и социальных обязательств. Втитанической борьбе двух художников побеждает Верди, сумевший понять итворчески освоить многие из открытий Вагнера, сохранив, однако, суть, гармониюи идею своей музыки. Верди в отличие от Вагнера понимает идею искусства какслужение высоким, прежде всего нравственным, идеалам, и именно поэтому егопобеда выглядит закономерной и справедливой.

Произведения

Верди: Роман оперы / Пер. Н.Вольпина; Предисл. И.Бэлзы.— М.:Гослитиздат, 1962.— 399 с.;

Сорок дней Муса-дага / Пер. Н.Гнединой, Вс. Розанова; Предисл.М.Дудина; Послесл. М. Пирумовой.— Ереван: Советакан грох, 1988.— 717 с. Werke: In 3Bd.— Koln; Berlin: Kiepenheuer 11.Witsch, 1956; Verdi: Roman einer Oper. — Berlin: Aufbau-Verl.,1957.- 405 S.

ЛитератураFoltin Lore B. Franz Werfel. - Stuttgart,1972.- XI, 127 S.; Zahn L. Franz Werfel.- Berlin: Colloquium-Verl., 1966.- 93 S.