Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ ШАТОБРИАН (FRANÇOIS RENÉ DE CHATEAUBRIAND. 17681848)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— младший сын варистократической семье, служил офицером, а в 1791 г. отправился в Америку.Узнав об аресте Людовика XVI, Шатобриан возвратился во Францию,чтобы выступить против республики на стороне роялистов. После поражения армиироялистов под Тионвилем, где он был ранен, Шатобриан некоторое время скиталсяпо Бельгии и наконец добрался до Лондона. Здесь в поисках средств ксуществованию он впервые профессионально занялся литературным трудом. В 1797 г.увидел свет «Исторический, политический и моральный опыт о древних и новыхреволюциях, рассмотренных в их отношении к Французской революции», сочинениепротиворечивое, в котором Шатобриан выступает, с одной стороны, как наследникпросветителей XVIII в., прославляя естественногочеловека, с другой — как скептик и пессимист, который, окинув взглядоммноговековую историю человечества, убеждается, что Французская революцияподтверждает бесплодность идеи общественного прогресса. В 1800 г. Шатобрианвернулся во Францию, а в 1802 г. вышел начатый им еще в Лондоне трактат «Генийхристианства, или Красоты христианской религии». Цель Шатобриана не столькодоказать истинность католической религии, сколько показать ее красоту,поскольку для него христианство — источник художественной культуры новоговремени. Произведение, направленное против просветительского культа разума,явилось первым блестящим манифестом романтизма. Смутные порывы страстей ифантазии, вдохновенные и величественные картины природы, культ средних веков,восхищение готикой, интерес к национальной истории и фольклору и к литературамдругих стран, характерные для творчества романтиков, — все это уже есть втрактате Шатобриана. В состав «Гения христианства» вошли две повести — «Атала,или Любовь двух дикарей» (вышла отдельным изданием в 1801 г.) и «Рене, илиСледствия страстей», которые должны были иллюстрировать теоретические положениятрактата. Но реальное содержание повестей оказалось богаче исходныхтеоретических посылок: «Атала» — это апофеоз возвышенной и самоотверженнойлюбви, органически сливающейся с грандиозной и многокрасочной природой Америки, а «Рене» — исповедьчеловека послереволюционной поры, утратившего связь с прошлым и не нашедшегосебе места в новом обществе. В 1809 г. Шатобриан издал «христианскую эпопею»«Мученики», основная задача которой заключалась в том, чтобы показать конецантичности и начало новых времен, грандиозный перелом в истории культуры,который Шатобриан понимал прежде всего как гибель язычества и утверждениехристианства. После опубликования в 1811 г. «Путешествия из Парижа в Иерусалим»Шатобриан почти полностью прекратил литературную деятельность и целиком отдалсяполитике, до конца сохраняя верность монархическим принципам. Он занималсялитературной критикой (в 1836 г. вышел его «Опыт об английской литературе») ижурналистикой, возглавляя с 1818 г. до 1820 г. орган роялистов «Консерватор». В1826 г. увидела свет «История последнего из Абенсераджей» — повесть о любвиараба к испанке, которых разделяет вера и давняя вражда предков. И лишь послесмерти Шатобриана началась публикация (1848—1850 гг.) лучшего его создания —«Замогильных записок». Это не столько мемуары, сколько дневник и исповедь,попытка понять свое время, а главное, самого себя. Он пишет не эпопею своеговремени, а эпопею Шатобриана — поэта, путешественника, историка, солдата, политическогодеятеля. Обостренный индивидуализм и порывы страстей, чуткое восприятие историии тонкий психологизм в сочетании с новым стилем, цветистым, сочным и зыбким,делают «Замогильные записки» подлинно романтическим произведением, которое небыло оценено по достоинству современниками лишь потому, что увидело свет, когдаромантизм был уже на исходе и уступал место реализму. Шатобриан не создаллитературной школы, но его творчество и его личность оказали огромное влияниена современников и на писателей-романтиков.

Рене(René. 1805)

— первое произведение о «болезни века», поразившей многихпредставителей послереволюционного поколения. Герой повести, молодой французРене, гонимый страстями и несчастьями, приезжает в 1725 г. в Луизиану, затемподнимается по Миссисипи до земель натчезов и просит принять его в воины этогоплемени. В центре повествования — рассказ Рене о своей жизни и, прежде всего, освоих мыслях и чувствах. Природа и люди составляют только повод для размышленийгероя, человека с мятежным сердцем и пылким воображением, исполненногосознанием собственной исключительности, неудовлетворенного и разочарованного.Психология Рене — психология человека, пережившего революцию, хотя действиеповести отнесено к началу XVIII в. Старый мирразрушен, а в новом Рене не находит себе места, замыкается в высокомерномодиночестве и презрении к обществу, страдая в то же время от неприкаянности ибездействия. Трагедия Рене — это трагедия индивидуализма.

Произведения

Атала / Пер. Э.Линецкой. — В кн.: Французская романтическаяповесть, Л., 1982, с. 19—76; Замогильные записки / Пер. О. Э. Гринберг и В. А.Мильчиной; Вступ. ст. и примеч. В. А. Мильчиной. — М.: Изд-во им. Сабашниковых,1995. — 736 с.; Рене; Последний из Абенсераджей. — В кн.: Французская новелла XIX века, М.; Л., 1959. т. 1, с. 5—60. Atala; René / Chronologie etpréf. par P. Reboul. —Paris: Garnier-Flammarion, 1966. — 176 p.; Mémoiresd'Outre-Tombe: En 4 vol. / Éd. établie par M.Levaillant. —Paris: Flammarion, 1964; «René» de Chateaubriand: Un nouveau roman / Éd. du texte intégral etétude par P. Barbéris. —Paris: Larousse, 1973.- 255 p.

Литература

Моруа А. Шатобриан. «Замогильные записки». — В кн.: МоруаА. Литературные портреты, М., 1970, с. 87—105; Обломиевский Д.Д.Шатобриан-романтик. — В кн.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм, М.,1947, с. 19—42. Guillemin H. L'Homme des«Mémoires d'Outre-tombe». —Paris: Gallimard, 1965. — 332 p.; Maurois A. René ouLa vie de Chateaubriand. — Paris: Grasset, 1956. — 494 p.; Moreau P. Chateaubriand: L'hommeet l'oeuvre. — Paris: Hatier-Boivin, 1956. — 207 p.; Ormesson J. d'. Mon dernier rêve sera pourvous: Une biographie sentimentale de Chateaubriand. — Paris: Lattes, 1982. — 444 p.