Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНСУА РАБЛЕ (FRANÇOIS RABELAIS. 14941553)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— один из величайшихсатириков мировой литературы, крупнейший писатель французского Возрождения,прославился романом «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором раскрылсягуманистический характер мировоззрения писателя. Рабле был человеком широкой иразносторонней образованности, его всегда отличал большой интерес к античности.Он был монахом, затем получил сан священника, много времени уделялестествознанию, в 1537 г. получил степень доктора медицины, практиковал какврач. Средневековое мистически-религиозное мировоззрение было чуждо Рабле, аего антиклерикальные настроения часто перерастали в смелую критику религиозныхдогм. Первоосновой жизни он считал материю, природу и с грубоватойоткровенностью защищал права человека на плотские земные наслаждения. Егороман, обогащенный большими гуманитарными и естественнонаучными знаниями,неразрывно связан и с традициями народного творчества; от этих традиций —гиперболизм, свободная, причудливая композиция, откровенная шутка, громкий,жизнерадостный, часто издевательский смех, убивающий все то отжившее, чтомешало полноценному и свободному развитию человека.

Гаргантюа и Пантагрюэль (Gargantua etPantagruel. 1532—1552)

— роман, которыйРабле писал в течение двадцати лет, состоит из пяти книг (последняяопубликована после смерти автора в 1564 г. и, возможно, ему не принадлежала),описывающих деяния и невероятные приключения двух королей-великанов, Гаргантюа иПантагрюэля, которых Рабле нарисовал как идеальных правителей, мудрых имиролюбивых, озабоченных благоденствием подданных. Рабле сатирическиизображает все аспекты средневекового общества. Рассказывая о воспитанииГаргантюа, Рабле высмеивает схоластическую педагогику Олоферна ипротивопоставляет ей взгляды другого учителя Гаргантюа, гуманиста Понократа,стремящегося к гармоническому развитию духовной и физической природы человека.В сатирическом образе короля Пикрошоля воплощаются черты феодала, для которогоне существует ничего, кроме грубой силы, и который, попирая права и законы,ведет бесконечные захватнические войны. С особым сарказмом Рабле пишет в романео католической церкви, о монахах (Звучащий остров, папефиги и папиманы). Свойгуманистический идеал свободного человеческого общества Рабле воплотил вкартинах Телемского аббатства, созданного по замыслу одного из героев романа,брата Жана — монаха, силача и забияки, одаренного здравым смыслом ивыступающего носителем народной правды. Телемское аббатство — это содружестволюдей науки и искусства, свободных, гармоничных, красивых и жизнерадостных.Один из наиболее популярных героев романа — друг Пантагрюэля, беспутный бродягаПанург, умный, острый собеседник, цинично осмеивающий традиционную мораль иразоблачающий косные предрассудки. Здоровый и сочный юмор романа, пронизанногоорганичной любовью к жизни, глубина выраженных в нем гуманистических идемократических идей, сила и своеобразие художественных приемов обеспечили емуодно из первых мест в мировой сатирической литературе.

Произведения

Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н.Любимова; Вступ. ст.А.Дживелегова. — М.: Худож. лит., 1973. — 782 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes / Éd.établie, annotée et préfacée par G. Demerson. —Paris: Seuil, 1973. — 1020 p.

Литература

Артамонов М. Творчество Франсуа Рабле. — М.:Худож. лит., 1964. — 152 с.; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народнаякультура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.;

Евнина Е.Франсуа Рабле. — М.: Гослитиздат, 1948. — 344 с. Claude С. Rabelais. —Paris: EFR, 1973. — 292 p.;FranceA. Rabelais. — En:FranceA. Oeuvres complètes illustrées, Paris, 1928, t. 17, p. 1—265; Larmat J. Rabelais. — Paris: Hatier, 1973,— 255 p.

«ПЛЕЯДА» (PLEIADE)

— поэтическая школа во Франции эпохи Возрождения, названнаяпо аналогии с группой семи александрийских поэтов IIIв. до н. э. Слово «плеяда» было введено в употребление в 1554 г. Ронсаром,главой и самым выдающимся представителем школы. В группу входилиученый-гуманист и поэт Жан Дора, писавший стихи на латыни, и его ученики:Ронсар, Жоашен дю Белле, Ж. де Баиф, а также Э.Жодель, Р. Белло, П. де Тийар. Кним примыкали Пелетье дю Манс, Т.Дезотель, Ж. де Лаперуз. Поэзия «Плеяды»оказала влияние почти на всех поэтов Франции второй половины XVI в. Литературным манифестом ее по праву считается трактат«Защита и возвеличение французского языка», принадлежащий Жоашену дю Белле.Соавтором и вдохновителем манифеста был Ронсар. Поэтика школы утверждалагуманистические идеалы гармонического и полноценного человека. В манифестеотвергались малые формы рондо и баллады и предлагалось заимствовать у античногоискусства новые жанры — оду, сатиру, элегию, эклогу, эпопею, трагедию икомедию. Однако попытка создания высокой поэзии гражданской и героическойтематики не удалась: самый большой вклад поэты «Плеяды» сделали в сферу интимнойлирики, потерпев поражение в создании героической эпопеи (неоконченная«Франсиада» Ронсара). Одна из основных мыслей «Защиты...» — утверждениефранцузского языка как языка, пригодного для поэтического творчества, желаниеиспользовать возможности античной культуры для создания новой национальнойлитературы. Ставилась задача как обогащения лексических форм языка, так ивыработки свежего поэтического стиля, отличающегося от традиционного. Времянаиболее плодотворной деятельности «Плеяды» — 1550-е гг. В 1562—1594 гг. началивыдвигаться поэты А. д'Обинье, Дю Бартас, в творчестве которых все болеепроступали черты классицизма.

Произведения поэтов «Плеяды»

Дю Белле Ж., Ронсар П. де. Стихи / Пер., вступ. ст. икоммент. В. Левика. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.; Дю Белле Ж. [Сонеты]. — Вкн.: Западноевропейский сонет XIII—XVIII веков, М., 1988, с. 254-269; Поэзия Плеяды / Сост.,предисл. И. Ю. Подгаецкой. - М.: Радуга, 1984.- 828 с. — (Текст парал. нафранц. и рус. яз.). Dorchain A. Anthologie de Ronsard etde son École. — Paris: Delagrave, 1929. — 492 p.; Poètes du XVI-esiècle / Texteétabli et présenté par A.-M. Schmidt. —Paris: Gallimard, 1953. — 1102 p.

Литература о поэзии «Плеяды»

Виппер Ю. Б. Поэзия «Плеяды»: Становление литературнойшколы. — М.: Наука, 1976. — 430 с.; Подгаецкая И.Ю.Поэтика «Плеяды». — В кн.:Литература эпохи Возрождения и проблема всемирной литературы, М., 1967, с.315—339. Bonnot J. Humanisme et Pléiade:L'histoire, la doctrine, les oeuvres. — Paris: Hachette, 1964. — 192 p.; Lumières de laPléiade / Par R.Antonioli, R. Aulotte e. a. —Paris: Vrin, 1966. — 426 p.