Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНСУА МОРИАК (FRANÇOIS MAURIAC. 18851970)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель-католик.Талант Мориака, одного из образованнейших писателей Франции, многообразен:начав с поэзии, он утвердился в литературе как прозаик. Ему принадлежат идраматические, и публицистические произведения, труды на темы религии, морали,истории литературы. Христианско-католические настроения, отразившиеся в еготворчестве, были воспитаны в нем с детства. Выходец из зажиточной бордоскойбуржуазной среды, он вырос в религиозной католической семье деда. В 1933 г.Мориак стал членом Французской академии, а в 1952 г. — лауреатом Нобелевскойпремии. Мориак всегда занимал достойную позицию, проявляя благородство имужество в тяжелые периоды политической жизни Франции и других стран. Он былсторонником испанских республиканцев, выступал в защиту алжирского народа, участвовалв движении Сопротивления во время немецкой оккупации, напечатав в подпольномиздании публицистическую книгу «Черная тетрадь» (1943), осуждающую фашизм иколлаборационизм. Мориак наблюдателен, прекрасно знает среду, в которойдействуют его герои, убедительно мотивирует причудливые пути, по которымдвижется их душевная жизнь. Эти мотивировки носят морально-этический характер,но по существу они социальны. В поле зрения художника — мир провинциальной, вчастности бордоской, буржуазии и мещанства. Хотя картины человеческихотношений, которые рисует Мориак, замкнуты в границах буржуазной семьи, распадее становится выражением кризиса общественной морали. Помимо «Клубка змей»(1925) и «Терезы Дескейру» (1927) этот мотив особенно сильно звучит в романе «Дорогав никуда» (1939).

Тереза Дескейру (Thérèse Desqueyroux. 1927)

— роман, исполненныйглубокого социального звучания, хотя внешне создается впечатление, что писательсосредоточен лишь на морально-религиозных проблемах и анализе порочной психики героев. Тереза, сильная и волевая женщина, стремится кяркой, духовно богатой жизни, но не может оторваться от мещанского окружения.Ее угнетает тоскливое существование обитателей типично провинциального городка,«где нет ничего живого, кроме перелетных птиц», прозаичный муж, одинаковорасчетливый и в хозяйственных делах, и в своих чувствах к жене. Отец, в которомТереза пыталась найти поддержку, поспешил отказаться от дочери, боясь за своюкарьеру. Тереза бесконечно одинока, и ее желание бороться за душевную свободупринимает извращенное и безнравственное направление. Хотя роман начинается соправдания героини, обвиненной в том, что она медленно отравляла своего мужалекарствами, читатель убежден, что она — убийца! Чувство одиночества иотчужденности не покидает ее и тогда, когда она вырывается в Париж, обутонченной и высокоинтеллектуальной жизни которого мечтала. Печальная судьбаТерезы снова возникает перед читателем в романе «Конец ночи».

Клубок змей (Lenoeud de vipères. 1932)

— роман, построенныйкак исповедь старого адвоката, человека смертельно больного, одинокого,несмотря на то что он окружен большой семьей. Семья, принужденная в какой-томере соблюдать интересы, касающиеся каждого из ее членов, постепеннопревращается в «клубок змей». Ненависть — вот слово, возникающее не раз, когдаМориак с блестящим мастерством воссоздает эти бесчеловечные отношения.Страх перед тем, что адвокат «из ненависти»оставит семью без наследства,объединяет «клубок змей» в отвратительной стратегии «войны за деньги». Здесь ивымогательства, и угрозы, и, наконец, разговор о сумасшедшем доме, куда бынеплохо засадить отца. Сам адвокат, затравленный семьей, «утверждает себя»,терзая наследников сомнениями и даже пытаясь оставить деньги побочному сыну,трусливому ничтожеству. Это ему не удается, и в конце романа, обратясь к Богу,он решает дело в пользу семьи. Фигура адвоката, незаурядного человека, —художественное достижение Мориака.

Произведения

Агнец / Пер. Л.Лунгиной; Предисл. В.Лакшина. — М.:Известия, 1983. — 128 с.; Дорога в никуда: Романы, повесть, статьи / Вступ. ст.Ф. Наркирьера, А.Строева. — М.: Правда, 1989. — 557 с.; Матерь; Пустыня любви;Тереза Дескейру; Клубок змей / Сост. и вступ. ст. О.Тимофеевой. — М.: Худож.лит., 1981. — 463 с.; Не покоряться ночи: Худож. публицистика / Сост. икоммент. И. С. Ковалевой, В. Е. Балахонова; Предисл. В. Е. Балахонова. — М.:Прогресс, 1986. — 432 с.; Тереза Дескейру; Фарисейка; Мартышка; Подросток былыхвремен / Сост. М. Ваксмахер; Предисл. Л.Андреева. — М.: Прогресс, 1971. — 505с. Thérèse Desqueyroux; Lenoeud de vipères; Les chemins de la mer. — M.: Progrès, 1966. — 411 p.; Thérèse Desqueyroux; Le noeud devipères; Le sagouin; Un adolescent d'autrefois. — M.: Progrès, 1975. — 447 p.

Литература

Кирнозе 3. И. Франсуа Мориак. — М.: Высш. школа, 1970. — 78с.; Моруа А. Франсуа Мориак. — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970,с. 306—333; Наркирьер Ф. С. Франсуа Мориак.- М.: Худож. лит., 1983.- 228 с.;Шкунаева И.Д. Эволюция Франсуа Мориака.- В кн.: Шкунаева И. Д. Современнаяфранцузская литература, М., 1961, с. 264—316. Alyn M. François Mauriac: Uneétude et un choix de textes. — Paris: Seghers, I960. — 221 p.; Majault J. Mauriac et l'art duroman. — Paris: Laffont, 1946. — 287 p.; Simon P-Н Mauriac par lui-même — Paris: Ed. du Seuil, 1953.- 191 p.