Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРАНСИСКО ДЕ КЕВЕДОИВИЛЬЕГАС (FRANCISCO DE QUEVEDO Y VILLEGAS. 15801645)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— сатирик и философ,лирик и политический деятель, один из последних представителей литературыиспанского Возрождения. Получив блестящее разностороннее образование, Кеведо с1611 г. жил при дворе вице-короля Неаполя герцога Осуны, который поручал емуведение ряда государственных дел. В 1620 г. герцог впал в немилость, и Кеведобыл выслан в свое имение. В 1639 г. он подвергся новым гонениям за сатирическиевыпады против высокопоставленных особ и был на четыре года заключен вмонастырскую тюрьму Сан Марко де Леон. В политических трактатах Кеведовыступает с критикой общественно-политического строя Испании.В художественных произведениях он часто обращается к теме народных бедствий,упадка, переживаемого страной, злоупотреблений и бездарности представителейгосударственной власти. Наибольшей известностью пользуется его сатирическийцикл «Сновидения» (1627), где дается резкая критика испанской действительности,и плутовской роман «Бускон» («Пройдоха»). Большой смелостью и остротойотличаются отдельные стихотворные сатиры, часто окрашенные в мрачные,пессимистические тона.

История жизни пройдохи по имени дон Паблос (La vida delbuscón llamado don Pablos. 1626)

— один из образцов плутовского жанра в испанскойлитературе. По форме — это жизнеописание (рассказ ведется от первого лица)авантюриста-бродяги, ищущего жизненной удачи. Роман Кеведо представляет собойязвительную и пессимистическую сатиру на нравы современного писателю общества.Пестрая галерея персонажей носит причудливо-фантастический характер. «Ученыймуж» Кабра, скупость которого не знает предела, хвастливый солдат, босяк,желающий казаться благороднее короля, изображающий отшельника картежный шулерсменяют друг друга на страницах романа, соперничая в мошенничестве. Плоть отплоти этого общества и герой романа Паблос, «пример бродяг и зерцаломошенников», откровенно циничный в своих поступках и суждениях.

Произведения

Избранное / Сост. Р. Похлебкина; Вступ. ст. 3. Плавскина. —Л.: Худож. лит., 1971. — 463 с.; Избранное / Сост., вступ. ст. икритико-библиогр. справки 3. Плавскина. — Л.: Худож. лит., 1980. — 543 с.;История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников/ Пер., вступ. ст. и примеч. К.Н.Державина. — М.; Л.: Гослитиздат, 1950. — 172с. Obrascompletas: En 2 t. / Estudio,pról., ed. y notas de F. Buendía. —4 ed. — Madrid: Aguilar, 1958—1960; Vida delBuscón / Pról. y notas de L. SantaMaría. — Madrid: Espasa-Calpe, 1941. —343 p.

Литература

Чурсин В.Д. Цензура в Испании и памфлеты Кеведо. — В кн.:Вопросы творческой истории литературного произведения, Л., 1964, с. 25—50. Ayala F. Quevedo. — In: Ayala F. Teoría ycritica literaria. Madrid, 1972, p. 830—884; Crosby J. En torno a la poesíade Quevedo. — Madrid: Castalia, 1967. — 268 p.; Espina A. Quevedo: Estudio yantología. — Madrid: Сотр., bibliogr.española, 1962. — 186 p.; Serrano Poncela S. Quevedo, hombrepolítico. (Análisis de un resentimiento). — In: Serrano Poncela S.Formas de vida hispánica. Madrid, 1963, p. 64—123.