Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФЛАННЕРИ O'KOHHOP (FLANNERY O'CONNOR. 19251964)

ЛИТЕРАТУРА США

—новеллистка и романистка, которую американская критика обычно относит, хотя и снемалыми оговорками, к «южной школе» писателей США. Однако ее родство сУ.Фолкнером, Ш.Андерсоном, К. Маккалерс, Э. Колдуэллом и др. — довольно отдаленное и нередко определяетсялишь общностью жизненного материала, который писательница осваивает совершеннопо-особому. Картине американского Юга, возникающей в ее произведениях,свойственна одновременно фотографическая и гротескная достоверность,достигаемая с помощью непринужденного сочетания взвешенного до последней мелочиреалистического описания повседневного быта с нравственно-религиозной (пословам самой Ф. О'Коннор —«метафизической») гиперболичностью, создающей как бы дополнительное измерениесюжета. Эта особенность манеры писательницы объясняет ее тяготение камериканской романтической традиции (Н. Хоторн, Г. Мелвилл, Э. По), особенно напереломе от романтизма к реализму. Недаром она замечала: «Уверена, что на меняповлиял Гоголь». Сатирическое начало ее прозы, своеобразная «невероятнаяточность» и в самом деле близки гоголевской. Объектом ее приближенного и«остраненного» разоблачительного изображения чаще всего служатпсевдорелигиозность и лжепорядочность, социально узаконенные ложь, низость,лицемерие. О'Коннор, почти безвыездно жившая в родном городке на юге США, вштате Джорджия, проявляла обостренную чуткость к социальным конфликтам,знакомым ей по непосредственным впечатлениям: конфликтам расовым,имущественным, сословным. Ее беспощадная трезвость в их освещении многимчитателям и критикам казалась жестокой до нарочитости. В первый период (роман«Мудрая кровь», 1952; сборник «Хорошегочеловека найти не легко», включающий рассказы1946—1954 гг.) в ее творчестве преобладает гротескно-шоковая манера:писательница-моралистка всеми средствами стремится «достучаться» до читателя,показать ему обыденные происшествия во всей их чудовищной, ужасающейнеприглядности. Реализм ее при этом несравненно глубже и объемнее, нежели поверхностное бытописательство спретензией на разоблачительность, характерное для многих американскихписателей. О'Коннор занимают не столько внешние происшествия, сколько душевныесдвиги, психическая динамика. Мотив трагического пробуждения к реальностистановится ведущим во второй период творчества Фланнери О'Коннор (1955—1964); он сочетается с углублениемсоциально-психологического анализа в таких рассказах, как «На вершине все тропысходятся», «Соль земли», «Откровение», «Дальний лес» и в примыкающем ктвеновской традиции романе «Царство Небесное силою берется» (1960). При жизни Фланнери О'Коннор быланаграждена несколькими литературными премиями; посмертно за нею укрепиласьрепутация «малого классика» американской литературы XX в., мастера чеканной прозы. «Наивность» повествовательнойманеры Фланнери О'Коннор была вполне сознательным художественным приемом: ейбыло в высшей степени свойственно продуманное, аналитическое отношение клитературному творчеству. Ее программные статьи и высказывания собраны впосмертно изданных книгах «Дополнительное измерение» (1966) и «Тайна и обычаи» (1968).

ПроизведенияХорошего человека найти не легко: Рассказы /Сост. А.Зверев; Предисл. М. Тугушевой. —М.: Прогресс, 1974. — 283 с.; Запоздалаявстреча с противником / Пер. И. Гуровой. — В кн.: Современная американская новелла:60-е гг., М., 1971, с. 156—166; Праздник в Партридже / Пер. Т. Ивановой. — В кн.: Гон спозаранку, М., 1975,с. 55—79. The added dimension: The art and mind ofFlannery O'Connor / Ed. by M.J. Friedmana. L. A. Lawson. —New York: Fordham univ. press, 1966.— 309 p.; Complete short stories.—New York: Farrar, Straus a. Giroux, 1971.— 555 p.; The violent bear it away.—New York: Farrar, Straus a. Giroux, I960.— 243 p.; Wise blood.—New York: Farrar, Straus a. Giroux, 1962.- 232p.

Литература

Бэр И. Фланнери О'Коннор нарусском языке. — Иностр. лит., 1977, № 7, с.265—268; Забабурова Н.

Мир, достойный гнева. — Лит. обозрение, 1975, № 9, с. 83—85; Martin С. W. The true country: Themes in the fiction ofFlannery O'Connor. —Nashville,Tenn.: Vanderbilt univ. press, 1969.— IX, 253 p.; Paulson S.M. FlanneryO'Connor: A study of the short fiction.- Boston: Twayne, 1988. — XV, 238 p.; Stephens М. The questions of Flannery O'Connor. —Baton Rouge:LouisianaStateuniv. press, 1973.— 205 p.