Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФЕРНАНДО ПЕССОА (FERNANDO PESSOA. 18881935)

ЛИТЕРАТУРА ПОРТУГАЛИИ

— свои первыеюношеские стихи писал по-английски: до семнадцатилетнего возраста он жил вЮжной Африке, где работал его отчим. Пессоа закончил там ирландский колледж,затем учился в Дурбанском университете. Свое открытие Португалии он совершил,вернувшись навсегда в Лиссабон в 1905 г. Литературную деятельность на родинеПессоа начал как критик, публикуя статьи в журнале «Агийа», органепортугальских символистов — «саудозистов». Близость к символистам впоследствиисменилась другими литературными увлечениями, но на всю жизнь у него осталосьвосхищение Бодлером, и в художественный мир Пессоа прочно вошли чуть видоизмененныебодлеровские символы — «бытие — море» и «корабль — душа». В 1915 г. Пессоавместе с группой молодых поэтов-модернистов выпускает журнал «Орфей», ставшийсобытием в истории португальской литературы. Авторы «Орфея» призывали книспровержению «саудозистов», ратовали за обновление структуры стиха.Лиссабонские футуристы всяческими способами бросали вызов добропорядочнымобывателям. Однако реальная жизнь Пессоа была намного печальнее и прозаичнее,чем можно судить по стихам и манифестам «Орфея». Скромный, одинокий,болезненный поэт никогда не имел постоянного дома, работал переводчиком вторговых фирмах, часто нуждался, страдал от неуверенности в своих силах.Одиннадцать лет длился его единственный и безысходный роман с Офелией деКейрош. Этот «роман в письмах» стал доступен потомкам, когда переписка Пессоабыла опубликована после смерти поэта. Стихи Пессоа в те годы лишь время отвремени печатались в журналах. Наконец, в 1921 г. Пессоа удается открыть своеиздательство «Олисипо», где увидели свет его стихи, написанные по-английски, —три цикла «Английские стихи» и поэма «Антиной». В изящных сонетах нашлиотражение характерные для философской лирики Пессоа темы: непостижимость чужойдуши, бессилие слов, напряженные поиски высшего смысла бытия — и низкая «маета» будничных забот. В 1933 г. выходит егопоэтический цикл «Послания», где Пессоа размышляет о судьбе родины, о ее быломвеличии и смысле ее истории, воспевает силу национального духа португальцев —путешественников и первооткрывателей. Это, пожалуй, самое оптимистическое изпроизведений Пессоа, стало единственным, снискавшим признание при жизни поэта.Пессоа по праву принадлежит слава создателя «лингвистической модели»современного португальского поэтического языка. Поэт-новатор, он то экспериментировалсо стихотворной формой, то возвращал блеск и музыкальность традиционным жанрам.Созданные им неологизмы обрели статус литературной нормы. Сложность творчествапоэта-билингва усугубляется еще и тем, что Пессоа создал целую галерею своихдвойников-гетеронимов, наделив каждого из них оригинальной биографией иэстетической платформой. В отличие от самого Пессоа, предпочитавшеготрадиционную португальскую метрику, его гетеронимы осваивают все возможностиверлибра.Алберто Каэйроумеет видеть гармонию там, где, казалось бы,она недоступна его создателю Пессоа: мир его хорош даже своим несовершенством.Воспевающий античностьРикардо Рейс,напротив, ни на миг не забывает обренности этой гармонии и призывает видеть в каждом мгновении величайший дар. Интереснеевсех гетеронимов «инженер и футурист»Алваро де Кампос,эволюциякоторого отчасти напоминает творческий путь самого Пессоа. Это ярче всегопроявилось в стихотворении «Табачная лавка», где поэт виртуозно разыгрываетдраму с участием одного актера — самого себя. Он создает образ «человека смансарды», мечтателя, который разрывается между жаждой воплощения своеготаланта и трагическим сознанием тщеты своих усилий. Смена масок, контрапункт«высокой» и «низкой» действительности служат своеобразными аргументами в нескончаемомспоре о том, что ужаснее — существование без идеала или жизнь с неосуществимымидеалом. Сборники стихов гетеронимов увидели свет лишь после смерти поэта:«Стихи Алваро де Кампоса» — в 1944-м, «Стихи Алберто Каэйро» и «Оды Рикардо Рейса»— в 1946-м. А незаконченный роман-эссе «Книга тревог», подписанныйБернардоСоаресом, —только в 1982-м. В нем Пессоа развивает свою излюбленную мысль,отчасти проливающую свет на его тягу к литературным мистификациям: нельзяхудожнику «сводить себя к пределам своего Я», человеческая личностьмногогранна, важно суметь высветить разные ее грани. Самому Пессоа это удалось.Целостность его таланта, сотканного из противоречий, оценили потомки, когда в1942—1946 гг. впервые было опубликовано собрание его сочинений в пяти томах.

Произведения

Лирика / Предисл. Ж. до Прадо Коэльо. — М.: Худож. лит.,1978. — 222 с.; Лирика / Предисл.

Е. Ряузовой. — М.: Худож. лит., 1989. — 302 с.;[Стихотворения] / Вступ. ст. А. Гелескула. — Иностр. лит., 1988, № 11, с. 181-190. Obras completas: Em 9 t. — Lisboa: Atiça, 1959—1965; Obrapoética / Org.,introd. e notas de

М. A. D. Galhoz. — Rio de Janeiro: Aguilar, 1960.- LIV, 815 p.

ЛитератураBlanco J. Fernando Pessoa: Esboço deuma bibliografia. — Lisboa: Impr. nac., 1983. — 476 р.; Gaspar Simões J. Fernando Pessoa: Breve história da suavida e da sua obra. — Lisboa: DIFEL, 1983. — 211 p.; Quadros A. FernandoPessoa: A obra e homem: Em 2 t. — Lisboa: Arcádia, 1982; Sena J. de.Fernando Pessoa e C-a Heterónima: Em 2 t. — Lisboa: Ed. 70, 1982.