Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР (WILLIAM FAULKNER. 18971962)

ЛИТЕРАТУРА США

—лауреат Нобелевской премии (1949),Фолкнер родился и вырос на Юге, в штате Миссисипи, и там же, в крохотномгородке Оксфорд, прожил почти безвыездно всю жизнь. Близкий и понятный писателюбыт Юга послужил материалом для всемирно известных романов и рассказов об оченьпохожем на родину Фолкнера вымышленном округе Йокнапатофа в штате Миссисипи.Подобно другим представителям «потерянного поколения», Фолкнер вступил влитературу после окончания Первой мировой войны. Дебютировал циклом стихов«Мраморный фавн» (1924), в которомзаметно ощущается влияние поэзии французских символистов. Первые романыФолкнера — «Солдатская награда» (1926) и «Москиты» (1927), хорошо принятые критикой, были, однако, лишь пробой перабудущего мастера. Фолкнер по существу «начинается» с «Сарториса» (1929) — первого романа из цикла произведенийо Йокнапатофе, своеобразном микрокосме американского Юга, «клочке родной земливеличиной с почтовую марку». По мнению писателя, решающую роль в развитии Югасыграла Гражданская война, в которой южане не могли не потерпеть поражения, таккак отстаивали заведомо неправое дело. Наступил час расплаты за злодеяния,идущие из прошлого, — угнетение негров иистребление индейцев. Именно моральная неправота, по мысли автора, привела кизмельчанию и духовному перерождению Юга. Об этом говорится и в последующихроманах «йокнапатофской саги» («Шум и ярость»,1929; «Свет в августе», 1932;«Авессалом, Авессалом!», 1936; трилогии оСноупсах, 1940—1959). Творчество Фолкнераотмечено большой цельностью: романы «саги» внутренненеотторжимы один от другого — помимообщей идеи их объединяют повторяющиеся мотивы и герои. Чрезвычайно своеобразныйстиль Фолкнера отмечен глубоким историзмом, тяготением к символике и к ведениюповествования в нескольких временных пластах, повышенной эмоциональностью ивысокой риторикой.

Шумиярость(The sound and the fury. 1929)

—второй роман «йокнапатофского цикла». В центре книги — история распада аристократической семьи Компсонов, не сумевшейприспособиться к новому буржуазному укладу послевоенного Юга. У семьи нетбудущего, потому что из нее уходят дети: сын Бенджи потерян для рода уже втрехлетнем возрасте, когда выясняется, что он умственно неполноценен; дочьКэдди насильственно отторжена в связи с рождением у нее внебрачного ребенка;еще один сын, Квентин, надежда семьи, кончает жизнь самоубийством в Гарварде; аединственный оставшийся в семье и пытающийся идти в ногу со временем младшийсын Джейсон «вечно проигрывает», потому что все свое время тратит наистерическую борьбу с «компсоновским» в себе и других. Прошлое семьи такжескомпрометировано: отец спился, а мать старается сохранить себя, укрывшись в коконеюжных предрассудков. На семье Компсонов, как и на всем Юге, по мысли Фолкнера,лежит «черное» проклятье: «каждый южанин от рождения распят на черном кресте».Единственным выходом писателю представляется мужественное объединение людейпротив сил зла (проповедь священника в негритянской церкви) — та высокая соборность душ, к которой неготовы внутренне одинокие и опустошенные Компсоны. В романе проявился интересФолкнера к технике письма, получившей название «поток сознания» (первые двеглавы). Однако Фолкнер применяет поток сознания только в повествовании отпервого лица, что мотивировано самой особенностью человеческой памяти, прошлоев которой не всегда логически упорядочено, возможны временные сдвиги. ИзбраниеФолкнером формы внутреннего монолога как основной художественной единицыдемонстрирует обособленность, оторванность каждого члена семьи от прочихдомочадцев.

Светвавгусте(Light in August. 1932)

—роман, рассказывающий о скитаниях Джо Кристмаса, трагедия которого состоит втом, что он не может с полной уверенностью идентифицировать себя ни спредставителями черной, ни с представителями белой расы. Уверенность дедаКристмаса, расиста и параноика, что его внук родился от связи дочери с негром,определяет всю дальнейшую судьбу мальчика. Кристмас не знает, кто он — негр или белый, и, следовательно, не знает,какого из жестко определенных на Юге стилей поведения ему нужно придерживаться;он чувствует себя чужаком и в той и в другой среде. Встреча Кристмаса сДжоанной Берден и последовавшая любовная связь кончаются трагически дляженщины: Кристмас убивает ее, так как подчеркнуто аффектированное отношениеДжоанны воспринимается им как «презрение наоборот» к нему, полукровке.Лихорадочной активности главного героя противопоставленоумиротворяюще-величавое существование Лины Гроув. Отравившись незадолго дородов на поиски мужчины, соблазнившего ее, Лина с безмятежной уверенностью всвоей правоте («в такое время семья должна быть вместе») совершает путешествиепо всему Югу. Мысли еще одного героя романа —бывшего священнослужителя Гейла Хайтауэра, в дом которого, ища спасения,врывается загнанный расистами Кристмас, —заблудились в лабиринте воспоминаний о Гражданской войне. Теперешнеесуществование, по сравнению с героикой войны, в которой участвовал его дед,представляется Хайтауэру мелким и бессмысленным. И лишь гибель Кристмаса,зверски убитого оголтелыми расистами, пробуждает дремлющую совесть бывшегосвященника.

Деревня.— Город.— Особняк(The hamlet. 1940.— The town. 1957.— The mansion. 1959)

—трилогия о Сноупсах, которая должна была стать объединяющим произведением«йокнапатофского цикла». В округе Йокнапатофа, изображенном Фолкнером,сконцентрированы все черты американского Юга. «Деревня» с ее сказовым стилемповествования, отсутствием драматических эффектов и последовательным изложениемсобытий стояла ближе других произведений 30-х гг. к демократической традицииустного рассказа. Фолкнер возвращается к этой книге через семнадцать лет. Вроманах «Город» и «Особняк» он продолжает судьбу героев «Деревни», показываетразвитие намеченных там событий в период 20—40-хгг. нашего века. Одни и те же события по многу раз выносятся на поверхностьповествования в разном освещении. Романы этой трилогии как бы поглощают ипересказывают по-новому и события других книг, в трилогии даются окончательные(и нередко новые) характеристики героям, досказывается недосказанное,проясняются сложные взаимоотношения персонажей и связь происшествий. Впредисловии к «Особняку» Фолкнер писал:

«Мне кажется, теперь я знаю о человеческомсердце и его выборе больше, чем знал тридцать четыре года назад; я уверен, что,прожив с героями этого повествования столько лет, я знаю их теперь лучше, чемзнал тогда». Сноупсы, пришедшие в деревню без всякого имущества, но обладающиеогромной предприимчивостью, «завоевывают» округ Йокнапатофа, и Фолкнер характеризует«сноупсизм» как социальное явление, «новую силу» американской действительности XX в. Торжество Сноупсов — это не просто триумфальное шествие подлости,хищничества и бездушия. Борьба со «сноупсизмом»— это борьба с деморализацией общества в целом, с всевластиемпаразитической плутократии, с ростом фашистских сил в США. И пока эту борьбупытается вести в одиночку, домашними методами герой «Особняка»прокурор-гуманист Гэвин Стивенс, она обречена на неудачу. Гэвин Стивенс,появившийся впервые в романе «Осквернитель праха» (1948) как рупор идей Фолкнера, в трилогии все больше отдаляетсяот автора. Более всего по-фолкнеровски звучит в конце трилогии голос Рэтлифа — скромного агента по продаже швейных машин,голос здравого смысла: писатель связывает это здравое начало с демократическимислоями общества. Один из решающих ударов «сноупсизму» в округе Йокнапатофананосит коммунистка Линда, падчерица главы клана Флема Сноупса, прибравшего к рукампочти весь Джефферсон. С ее помощью Флема убивает его родной брат. Но смертьФлема — только временное поражение«сноупсизма», потому так тревожно звучит конец романа.

Рассказы

—собраны в книгах «Эти тринадцать» (1931),«Доктор Мартино» (1934), «Сойди, Моисей!» (1942) и «Ход конем» (1948). Действие большинства из них связано с событиями в округеЙокнапатофа. В них главенствует тема расового неравенства и почти неотделимаяот нее тема исторического прошлого Юга. В особые тематические циклы выделяютсявоенные рассказы о прежних обитателях округа Йокнапатофа — индейцах и детективные, объединенные фигурой Гэвина Стивенса исобранные в книге «Ход конем». Рассказы продолжают, уточняют, а иной раз иразъясняют романы. Некоторые из них можно рассматривать как дополнительныеэпизоды романов, но, как правило, они резко отличаются от них по стилю.Фолкнер-новеллист чуждается риторики и пышной, метафорической образности,характерной для его романов: он подчеркнуто ясен, сух и прост. Правда, за этойкажущейся ясностью нередко скрывается умолчание, что лишь усиливает зловещийсмысл происходящего. Такие рассказы, как «Поджигатель», «Роза для Эмили»,«Когда наступает ночь», «Дядя Вилли», «Красные листья», «Справедливость» и ряддругих, относятся к лучшим образцам американской новеллистики XX в.

Произведения

Собрание сочинений: В б т. / Редкол.: Б.Т.Грибанов, П. В. Палиевский,А.Н.Сахаров; Предисл. П. Палиевского. —М.: Худож. лит., 1985—1987; Когда яумирала; Свет в августе / Пер. В.Голышева;

Вступ. ст. Н. Анастасьева. — М.: Худож. лит., 1994.— 508 с.— (Б-ка лит. США); Свет в августе / Пер. В. Голышева; Особняк / Пер. Р.Райт-Ковалевой; Вступ. ст.Б.Грибанова.— М.: Худож. лит.,

1975.— 686 с. — (Б-ка всемирн. лит.);Собрание рассказов / Изд. подгот. А. М.Зверев. — М.: Наука, 1977.— 631 с.— (Лит. памятники); Старик / Пер. А.Михалева.— В кн.: Американскаяповесть, М., 1991, т. 2, с. 172—269;Статьи, речи, интервью, письма / Сост. иобщ. ред. А.Н.Николюкина;

Вступ. ст. Ю. В. Палиевской. — М.: Радуга,1985.— 488 с.— (Век XX: Писатель ивремя). Collected shortstories: In 3 vol.— London: Chatto a.Windiis, 1958; The hamlet.— New York:Random House, 1940.— 373 p.; Light inAugust.— Harmondsworth: Midd'x, 1965.— 380p.; The mansion.— New York: Random House, 1959.—436 p.; The portable Faulkner /Ed. by M. Cowley.— New York: Viking press,1962.— 756 p.; The sound and the fury.—New York:Capea. Smith, 1931.— 401 p.; The town.—New York: Random House, 1957.— 371p.

Литература

Анастасьев Н.А. ВладелецЙокнапатофы: (Уильям Фолкнер) / Предисл.Н. Полка.— М.: Книга, 1991.— 413 с.;Анастасьев Н.А. Фолкнер: Очерк творчества.— М.: Худож. лит., 1976.— 221 с.;

Грибанов Б. Т. Фолкнер. — М.: Мол. гвардия, 1976. — 350 с. — (Жизньзамечат. людей); Костяков В. Трилогия Уильяма Фолкнера / Под ред. М.Н.Бобровой.— Саратов: Иэя-во Саратовск. ун-та, 1969.—102 с.; Палиевская Ю. В. Уильям Фолкнер.—М.: Высш. шк., 1970.— 79 с.; Савуренок А.К. Романы У.Фолкнера 1920-1930-х годов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.- 142 с.; Уильям Фолкнер:

Биобиблиогр. указ. / Сост. И. М.Левидова; Вступ. ст. В. И.Бернацкой. — М.: Книга, 1979.— 112 с. BlotnerJ.Faulkner: A biography: In 2 vol.—New York: Random House, 1974; Friedman A.W. William Faulkner.—New York: Ungar, 1984.— VIII, 220 p.; Karl F. R. William Faulkner: Americanwriter.—New York: Weidenfeld a. Nicolson, 1989.- XVI, 1131 p.