Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ МОЭМ (WILLIAM SOMERSET MAUGHAM 18741965)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—родился в семье сотрудника британского посольства во Франции. Рано осиротел ибыл воспитан дядей, английским священником. Учился в медицинском институте прибольнице Святого Фомы в Лондоне и студентом проходил практику в районелондонских трущоб — Лэмбете. Впечатленияот этой практики послужили основой для его романа «Лиза из Лэмбета» (1897). Успех этой книги заставил Моэмаизбрать карьеру профессионального писателя. Однако известности Моэм добился какдраматург. Его пьесы «Муж чести» (1903),«Леди Фредерик» (1907) и другие до сихпор идут в театрах многих стран. Они выгодно отличаются от современных имобразцов так называемой «хорошо сделанной пьесы» острой постановкойсоциально-нравственных проблем и резкой критикой буржуазной морали. Эти жекачества отличают и лучшие прозаические произведения Моэма — его наиболее значительные романы, рассказы икниги мемуарно-эссеистского плана, такие как «Подводя итоги» (1938). Именно проза Моэма, а не драматургия вконечном счете определила его место в ряду видных английских писателей XX в. Ведущая тема Моэма — столкновение незаурядной творческой личностис окружающей ее средой, отстаивающей непререкаемость своих взглядов на жизнь иморальных оценок. В лице Моэма лицемерие в его английском варианте, знаменитыйбританский снобизм, который еще Теккерей определил как смесь угодничестваперед стоящими выше и наглого хамства по отношению к стоящим ниже наобщественной лестнице, имели одного из самых непримиримых врагов. В борьбе соснобизмом Моэм опирался на традиции английской психологической сатиры, идущиеот Свифта, Стерна и Теккерея, книги которых он называл в числе своих любимых.Моэм известен как непревзойденный рассказчик. мастер сюжетного повествования истилист; его нередко называют «английским Мопассаном». В своей прозе онстремится соединить лаконичность и изящество французской школы письма спсихологической обстоятельностью и социальной «емкостью» в изображениихарактеров и материального окружения персонажей, что свойственно английскойлитературной традиции. Язык лучших книг Моэма, отмеченный благородной соразмерностьюмежду смысловым наполнением, звучанием и даже графическим оформлением фразы приполном отсутствии формалистических изысков и по сей день воспринимается какэталон классического английского литературного языка.

Бремя страстей человеческих (Of human bondage. 1915)

— во многом автобиографическаякнига Моэма. Озаглавленная по названию одного из разделов

«Этики» Спинозы, в жанровомотношении относится к «роману воспитания». Автор прослеживает в ней жизньсвоего героя Филипа Кэри с детских лет до порога тридцатилетия, тщательновоссоздает все этапы становления его характера, обретения им самостоятельногожитейского и духовного опыта. Повествуя о детстве рано осиротевшего Филипа вдоме дяди — приходского священника, огодах школьной жизни, о семестре в Гейдельбергском университете, о времени,потраченном им на обучение в лондонской конторе и на занятия живописью вПариже, о затянувшемся периоде студенчества в медицинском институте прилондонской больнице Святого Луки, — автордает огромное многообразие человеческих портретов, характеров и типов,представляющих провинциальную, столичнуюи аристократическую среду. Подчеркивая всесилие денег. Моэм показал социальные контрасты, которые так или иначеопределяют судьбы главных и второстепенных персонажей Страницы романа, рисующиебеспросветное существование обитателей лондонских трущоб, полны неподдельнойболи и сострадания к участи бедняков. Отличающаяся глубиной и богатствомоттенков психологического письма, книга посвящена проблеме высвобождения личностииз-под бремени страстей, духовных пут, сковывающих ее развитие. В случае сФилипом Кэри этими путами оказываются комплекс неполноценности из-за врожденнойхромоты; роковое влечение к вульгарной и эгоистичной женщине, зараженной всемипороками и предрассудками мелкобуржуазной среды; мечта об иной, романтическойжизни, которую олицетворяет для него Испания. От этой мечты Филип в концеконцов с радостью отказывается, чтобы занять должность провинциального врача, иначинает новый этап своей жизни вместе с любимой и любящей его женой.

Лунаигрош(The moon and sixpence. 1919)

—роман, в котором использованы некоторые факты биографии французского художникаПоля Гогена. Биржевой маклер Чарльз Стрикленд, почувствовав непреоборимыйтворческий импульс, оставляет респектабельную жизнь состоятельного буржуа,семью и. занявшись живописью, «реализует» свой талант. Он причиняет окружающиммассу неприятностей, а преданно любящую его женщину доводит до самоубийства. Вконце концов он попадает на Таити, создает там серию гениальных картин иумирает от проказы в бедности и забвении за несколько лет до того, как егохолсты начинают цениться дороже золота. В рамках этого сюжета Моэмразворачивает язвительную панораму модных артистических и литературныхсалонов, дает острую сатиру на буржуазную мораль и воззрения на искусство,ставит ряд серьезных философских проблем: природа искусства и гениальности(творческий процесс как цепь интуитивных озарений); сравнительная ценностьподлинного искусства и искусства коммерческого, рассчитанного лишь на успех упублики; связь произведения искусства с личностью художника-творца. Совмещениеаморализма и гениальности в одном лице, согласно Моэму, если и не препятствуетсамовыражению гения, то приводит к разрушению его личности. Оправдывая презрениеСтрикленда к требованиям нормативной морали, автор логикой созданных им образовсурово осуждает жестокость и непомерный индивидуализм героя как противныезаповедям общечеловеческой морали, тем самым утверждая необходимостьнравственного начала в искусстве.

Произведения

Собрание сочинений: В 5 т. /Рсдкол.: Н.Демурова и др.; Вступ. ст. В. Скороденко. — М.: Худож. лит., 1991—1994;Избранные произведения: В 2 т. / Сост. и авт. предисл. В. Скороденко. — М.:

Радуга, 1985; Вилла на холме; Эшенден, или Британский агент; Рассказы / Сост. и предисл. А. Кудрявицкого. — М.: Республика, 1992.— 542 с.; Искусство слова: О себе и других / Сост. И.Васильева-Южина; Вступ. ст. В.Скороденко. — М.: Худож. лит., 1989.— 399 с. Collectedworks: In 28 vol.— London: Heinemann, 1934—1969; Collected plays: In 3 vol.—London: Heinemann, 1955;The complete short stories: In 3 vol.—London: Heinemann, 1951; The moon andsixpence / Предисл. В. Скороденко. — M.:Progress, 1969.— 239 p.; Of humanbondage.— Harmondsworth, Midd'x: Penguin books,1974. — 606 p.; Rain and other short stories / Сост. и авт. предисл. Д.П. Шестаков. — М.: Progress,1977, — 408 р.

Литература

Пучкова Г.А. Сомерсет Моэм иА.П.Чехов.— Учен. зап. МГПИ им. В.И.Ленина,1967, № 280, с. 398-423. Brander L. Somerset Maugham: A guide. — Edinburgh; London: Oliver a. Boyd, 1963. — 222 p.; Curtis A. The pattern ofMaugham.— London: Hamilton, 1974.— 278 p.