Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

УИЛЬЯМ МЕЙКПИС ТЕККЕРЕЙ (WILLIAM MAKEPEACE THACKERAY. 18111863)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—один из крупнейших мастеров реалистического романа XIX в. Родился в Калькутте, в семье чиновника, учился в Англии и,еще будучи студентом Кембриджского университета, писал для студенческихжурналов. После путешествия по Европе он неудачно занялся коммерческими деламии, потеряв большую часть своего состояния, стал профессиональным журналистом.Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, в сатирическихжурналах, выпустил ряд очерков. В 1846—1847гг. он опубликовал «Книгу снобов» —сборник сатирических эссе, разоблачающих национальную болезнь — снобизм в разных его проявлениях. Этопроизведение положило начало творческому пути большого художника-реалиста.Проницательный и суровый критик буржуазно-аристократической Англии, Теккерей ив романах из современной ему жизни, и в произведениях исторического жанрастремился с правдивостью и беспощадной остротой разоблачать лицемерие,корыстную психологию, аморализм. Творчество Теккерея достаточно пессимистично;писатель не возлагал больших надежа на возможность социального переустройстваобщества. Теккерей был также талантливым карикатуристом, графиком и большинствоиллюстраций к своим книгам делал сам.

Ярмарка тщеславия(Vanity fair. 1848)

—знаменитый роман Теккерея, события которого относятся к началу XIX в. В романе развиваются две связанные другс другом сюжетные линии. Основное действующее лицо одной из них — Эмилия Седли, наивная и чистая девушка.Большая часть романа посвящена истории ее любви к Джорджу Осборну и ихженитьбе, затрудненной многочисленными препятствиями. Вторая, гораздо болееострая и яркая сюжетная линия связана с судьбой подруги Эмилии по пансиону — бедной девушки Ребекки Шарп. Авантюристка илицемерка, мечтающая любыми средствами разбогатеть и попасть в высший свет,Бекки Шарп на пути к достижению цели отбрасывает и совесть, и честь, и жалостьк людям. Ее ум, ловкость, внешнее обаяние на время создают ей положение вобществе. Рисуя многочисленные приключения Бекки на широком фоне английскойжизни первой половины XIX в., авторубедительно показывает читателю, что его героиня— плоть от плоти общества, представленного в таких типических и полныхсарказма образах, как маркиз Стайн — всемиуважаемый государственный деятель, морально нечистоплотный и распутный; сэр ПитКроули — провинциальный помещик,невежественный и корыстный самодур и грубиян; делец Осборн, готовый принести вжертву денежным расчетам счастье сына, и многие другие «марионетки» на «ярмаркежитейской суеты».

История Генри Эсмовда(Henry Esmond. 1852)

—исторический роман из эпохи королевы Анны (начало XVIII в.); написан как мемуары Генри Эсмонда, вспоминающегомолодые годы, проведенные в Англии, откуда он, глубоко разочарованный вполитической жизни и нравах своей страны, уехал в Америку. Генри Эсмонд,благородный и душевно чистый человек, выглядит наивным и непрактичным в миреполитической коррупции, продажности, беспринципности и денежного расчета. Онстановится жертвой корыстных интересов своих знатных родственников Каслвудов.Генри был бесконечно предан им, хотя они присвоили его наследство, втянули вякобитский заговор. Претендент на престол, тайно доставленный Эсмондом в Англиюи оказавшийся полным ничтожеством, заводит роман с красавицей БеатрисойКаслвуд, которая отвергла преданную и нежную любовь к ней Эсмонда и мечтаетженить на себе будущего короля. Теккерей блистательно воссоздает характер эпохи — ее общественный и частный быт, мастерскирисует портреты политических деятелей, которые воплощают в себе цинизм иглубокое равнодушие к истинным интересам страны. На страницах романа возникаютпортреты писателей Свифта, Аддисона и др.

Ньюкомы(The Newcomes. 1855)

—семейная хроника, богатая разнообразными характерами. Один из самыхпривлекательных героев романа — художникКлайв Ньюком, ищущий в искусстве независимость от эгоистических интересов своейсемьи. Клайн, его кузина Этель, его отец, гуманный по своим убеждениям человек,противостоят в романе резко и выразительно очерченным фигурам других Ньюкомов.Среди последних — Бабушка Кью,классический образец высокомерной светскости и хищной расчетливости; трусливыйи низкий владелец фабрики Барис Ньюком; маркиз Фаритош — светский повеса, глупец и невежда, и другие представителиобщественной верхушки Англии. В романе, отмеченном большой сатирической силой,звучат ранее не свойственные Теккерею сентиментально-примирительные нотки.

Произведения

Собрание сочинений: В 12 т. /Под общ. ред. А.Аникста и др.; Вступ. ст. В.В.Ивашевой.— М.:

Худож. лит., 1974—1980; История Генри Эсмонда, эсквайра,полковника службы ее величества королевы Анны, написанная им самим / Пер. А. Калашниковой; Послесл. А. Аникста. — М.: Правда, 1959.—548 с.; Ярмарка тщеславия: Роман без героя / Пер. М.Дьяконова под редакцией М. Лорие;

Вступ. ст. Е.Клименко.— М.:Худож. лит., 1968.— 814 с.— (Б-кавсемирн. лит.). The works: In 26 vol.- London: Smith, Elder a. Co., 1899-1907; Henry Esmond.- London: Collins, 1954.- 448 p.; The Newcomes: In 2 vol.- London: Dent, 1962; Vanity fair.- London: Collins, 1954.-640 p.

Литература

Вахрушев B.C. Творчество Теккерея.— Саратов: Изд-воСаратовск. ун-та, 1984.— 150 с.; ИвашеваВ. За щитом скептицизма.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...»,М., 1990, с. 181-249; Ивашева В. В. Теккерей-сатирик. - М.: Изд-во МГУ, 1958.- 304с.; У. М.Теккерей:

Творчество. Воспоминания.Библиогр. разыскания / Сост. Е. Ю.Гениева при участии М. Н. Шишлиной. — М.:Кн. палата, 1989. — 487 с.; Теккерей ввоспоминаниях современников / Сост.,научн. подгот. текста, вступ. ст.,коммент. Б. Гениевой. — М.: Худож. лит., 1990.— 526 с.; Форстер М. Запискивикторианского джентльмена: Уильям Мейкпис Теккерей / Пер. Т. Я. Казавчинской;

Предисл. Е. Ю. Гениевой. - М.: Книга,1985.- 368 с. Ray G. N.Thackeray: The uses of adversity, 1811-1846.-New York: McCraw-Hill, 1955.- XIII, 537р.; Ray G. N. Thackeray: The age of wisdom.1847-1863. - New York: McCraw-Hill,1958.-XIII, 523 p.