Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

УИЛЬЯМ ГОЛДИНГ (WILLIAM GOLDING. 19111993)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—родился в Корнуолле в семье учителя классической школы. Окончил Оксфордскийуниверситет, где сначала изучал естественные науки, затем переключился наанглийскую литературу. В 1934 г. выпустилсборник слабых стихотворений. Работал школьным учителем в 1939—1940 гг. Во время Второй мировой войныслужил в военном флоте (1940—1945). С 1946 по 1961г. преподавал английскую литературу, религиоведение и философию в среднейшколе. С 1961 г. стал профессиональнымлитератором. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1983). Соприкосновение с человеческим варварством во время войныпомогло Голдингу проникнуться ощущением бытия Божия и осознать: «В человекебольше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов».Это побудило писателя к исследованию «тьмы мира», гнездящейся в подсознаниичеловека («первородного греха» на языке Библии), и поискам способов эту «тьму»обуздать. Концепции экзистенциализма и христианства прихотливо сочетались вмировоззрении писателя с его собственными историософскими и антропологическими представлениями,несовместимыми с положениями буржуазно-либеральной философии. Своейхудожнической практикой он стремился опровергнуть — и небезуспешно — важнейшиепостулаты либерализма, а именно: человекизначально добр; вся история человечества есть поступательное, по прямой,восхождение от низшего к высшему, от животного к одухотворенному, т. е.безостановочный прогресс; разум решает все, и рациональный подход в конечномсчете всегда торжествует. Действие в притчах Голдинга — романах (часть которых, скорее, отвечает жанровому определениюповести) и новеллах — происходит вразные периоды истории человечества. В «Наследниках» (1955) это праистория, времена вытеснения неандертальскогочеловека людьми каменного века. Древний Египет —повесть «Бог-скорпион» (1971), ДревнийРим — новелла «Чрезвычайный посол» (1956). События «Шпиля» (1964) разворачиваются в эпоху позднегоанглийского средневековья; трилогии «На край света», состоящей из романов«Ритуалы на море» (1980), «В тесномсоседстве» (1987) и «Пожар внизу» (1989),— в эпоху наполеоновских войн. Кусловной современности относится действие притч

«Повелитель мух» (1954; самая знаменитая книга Голдинга) и«Воришка Мартин» (1956). В «Свободномпадении» (1959) и «Пирамиде» (1967) претворен опыт англичан, принадлежащихк поколению автора. Наконец, новейшие — 1960—1970-хгг.— времена с присущими им нравственным мельчанием человека, обострениемсоциального неблагополучия, разгулом лево- и праворадикального терроризмазапечатлены в «Зримой тьме» (1979) и «Бумажныхдушах» (1984). При этом основополагающиехудожнические принципы Голдинга остаются неизменными. Во-первых, материальность,пластика, вещественность в представлении характеров и исторического времени;отказ от дидактики — «нравственный урок»как бы сам собой вылущивается из рассказанных историй. Поэтому книги Голдингамогут прочитываться на трех, как минимум, уровнях: чисто сюжетном(занимательная история); как нравоописательные повествования, раскрывающиевремя и личность, этому времени принадлежащую; как философские параболы.Во-вторых, жесткая трактовка изображаемого, которая предполагает признаниеимманентного зла в мире и человеке, но утверждает способность внутреннего — стихийного или осознанного — сопротивления этому злу как определяющеекачество «человека разумного». В структуре притч Голдинга весьма важныперсонажи: визионеры, святые, мученики,прозревающие источник атавистического зла в натуре, по словам писателя, «самогоопасного из всех животных — человека».

Повелительмух(Lord of theflies. 1954)

—притча об английских мальчиках, попавших на необитаемый остров, но неукрепившихся там в товариществе и мужественности, как то подобает юнымбританским джентльменам и было описано в романе «Коралловый остров» (1858) английского писателя Р. М. Баллантайна,с которым полемизирует Голдинг. Напротив, ребята ускоренными темпами«развоспитуются», проходя путь цивилизации в обратном направлении ипревратившись в племя, где всем заправляют охотники, бывшие певчие церковногохора, во главе с их старостой Джеком. Охотники якобы охраняют племя от «зверя»,которого никто не видел, но все страшатся, и только визионеру Саймону хватаетинтуиции понять, что «зверь — это мысами». В подношение «зверю» охотники насаживают на кол посреди поляны свинуюголову, и она становится для них своеобразным божеством. Ребята называют ееПовелителем мух, поскольку голову обсаживают мухи, однако Повелитель мух — перевод древнееврейского имени дьяволаВельзевула. Лишь немногие ребята пытаются сохранить верность нормамцивилизованной морали и поведения. Охотники убивают Саймона и мальчика попрозвищу Хрюша, ходячее воплощение слепого рационализма (недаром автор наделяетего феноменальной близорукостью), подчиняют остальных, а на последнегонесогласного с ними, Ральфа, устраивают охоту, чтобы водрузить на кол егоголову вместо свиной. Лишь устроенный ими при охоте пожар приводит к островубританский крейсер и тем самым спасает Ральфу жизнь.

Шпиль(The spire. 1964)

—притча о возведении огромного шпиля над построенным на болоте собором. Шпильявляется в видении настоятелю собора Джослину, и он убеждением, верой,хитростью и соблазном заставляет гениального строителя Роджера Каменщика с егорабочими воплотить свое видение в дереве, металле и камне — вопреки житейским обстоятельствам, природнымстихиям и даже законам физики. И только по завершении строительства шпиляДжослин постигает, что ради святой цели погубил человеков, а значит, исобственную душу, что «ничто в мире не свершается без греха». Джослинуоткрывается «ужас перед злом, которое зреет и разрастается всю жизнь, достигаяжуткого, непостижимого могущества...». Пластика письма и плотность рисункаГолдинга в этом романе таковы, что на их основе возникает ощущение сгущенной,физически осязаемой атмосферы средневековья с присущей этой эпохедвойственностью, противоположением крайностей во всех областях физического идуховного бытия. Грандиозной метафорой этой двойственности становится самсобор, уподобленный распластанному на земле телу, так что шпиль, исполненныйкак вознесенная к небу молитва в камне, однозначно приобретает силуэт фаллоса.Великое творение переживает и оправдывает несовершенного творца — таков итог романа.

Ритуалынаморе(Rites of passage. 1980)

—роман о плавании из Англии в Австралию в началеXIX в. Повествование стилизовано под дневник, который ведет один изпассажиров, молодой аристократ Эдмунд Тэлбот. В рамках номинального сюжета это — рассказ о корабле, его устройстве, экипаже ипассажирах и взаимоотношениях между ними, четко определенных положениемдействующих лиц в британской общественной иерархии: джентльмены, офицеры — и прочие. Наблюдения, описания и оценкиТэлбота по ходу повествования слагаются по всеобъемлющую метафору корабля какне просто микромодели общества, но Левиафана империи, столь же громоздко-ненадежногов плавании по водам, сколь Британская империя довикторианской поры — в продвижении сквозь историю. Центральный

—эпизод книги — смерть пастора Джеймса Колли, которогокапитан корабля отдает команде на глумление под видом обряда посвящения припересечении экватора. Желая вразумить тех, кто пскорбил Господа, надругавшисьнад его служителем, пастор Колли отправляется в кубрик, где его напаивают исклоняют на грех с матросом. Ужаснувшись тому, что он оказался на такоеспособен, пастор добровольно уходит из жизни. В трактовке автора. Колли губитнезнание того, сколь темна душа человека, и слепая вера в разумностьсуществующего миропорядка. Нравственная победа над злом, обретаемая ценоймученической кончины, сближает пастора Колли с мучениками совести у Ф М.Достоевского, а в рамках сюжета преподает юному Тэлботу «урок», способствующийпрозрению молодого человека. Во второй и третьей частях трилогии «На крайсвета» многие персонажи «Ритуалов» претерпевают нравственное перерождение,«воспитание чувств» Эдмунда Тэлбота завершается, и корабль, чудом ускользнув отопасностей и стихий, благополучно достигает Австралии.

Произведения

Пирамида / Пер. Е.Суриц.— Иностр. лит.,1996, № 3, с. 115—208;Чрезвычайный посол / Пер

Ю. Здоровова. — М.: Кн. палата, 1990. — 63 с.; Шпиль и другие повести / Предисл. В. Скороденко. — М.: Прогресс, 1981.- 445 с. Lord of the Hies; Pincher Martin; Rites ofpassage. — London: Faber, 1984.— 517 p.; Lord of the flies; The pyramid;Envoy extraordinary / Сост., предисл икоммент. М.М.Зинде.— М.: Progress, 1987.— 493 р.; The spire.—London: Faber, 1964.— 223 p.

Литература

Ивашева В. Патриарх из Солсбери.—В кн.: Ивашева В. Английские диалоги, М., 1971,с. 352—377. Biles J. I. Talk: Conversations with WilliamGolding. - New York: Harcourt, 1970. - XII, 112р.; Boyd S. The Novels of William Golding.— NewYork: St. Martin's press, 1988.— XI, 215p.