Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ТРУМЭН КАПОТЕ (TRUMAN CAPOTE. 19241984)

ЛИТЕРАТУРА США

—прозаик, эссеист, киносценарист, один из виднейших представителей «южной школы»в послевоенной литературе США. Уроженец Нового Орлеана, Капоте, болезненнопережив разрыв между родителями, провел детские и отроческие годы в разныхгородках штата Луизиана, воспитываемый близкими и дальними родственниками. Сранних лет обнаружил незаурядные способности к литературе. С 1941 г. становится штатным сотрудником журнала«Нью-Йоркер», из недр которого впоследствии вышло немало именитых писателей.Дебютировав в 1948 г. коротким романом«Другие голоса, другие комнаты» — одраматическом открытии окружающего мира тринадцатилетним подростком ДжоуломНиксом, — Капоте зарекомендовал себяодним из виднейших мастеров «малого жанра» с отчетливо индивидуальной поэтикой,отмеченной причудливым сплетением элементов гротескной «готики» с натурализмоми сюрреализмом. Постоянные мотивы произведений Капоте: молодость и бунт — обретают в принесших автору общенациональнуюизвестность повестях «Голоса травы» (1951)и «Завтрак у Тиффани» (1958) философскуюуниверсальность, ставя его молодых одиноких героев и героинь — Коллина Фенвика в «Голосах травы», ХоллиГолайтли в «Завтраке у Тиффани» — в одинряд с сэлинджеровским Холденом Колфилдом, а психологическое и стилевоесовершенство «малой прозы» писателя побуждает критиков говорить, что из недр«южной», замешенной на устных преданиях и ностальгии по канувшему в небытиеагрикультурному «раю» школы вышел достойный продолжатель традиции У. Фолкнера.Сенсацией в международном масштабе явилась публикация в 1965 г. обширного «романа факта» (или романа-репортажа)«Обыкновенное убийство», шаг за шагом воссоздавшего реальное трагическоепроисшествие в Канзасе в 1959 г. иположившего начало принципиально новому течению в американской литературе 1960—1970-х гг.— так называемому новомужурнализму. Изобилующая социополитическими антагонизмами действительность США«бурных 60-х» по-своему сигнализировала о плодотворности заложенных Капоте,наряду с Норманом Мейлером и Томом Вулфом, основ симбиотического романногожанра. В творчестве самого писателя эта линия получила дальнейшее развитие всборнике короткой прозы «Музыка для хамелеонов»(1980) — в частности, в написанном на материале криминальной хроникирассказе «Самодельные гробики».

Обыкновенное убийство(In cold blood. 1965)

—многоплановое четырехсотстраничное повествование, поэтапно прослеживающеепотрясшее Америку «немотивированное преступление» — убийство молодыми правонарушителями Ричардом Хикоком и ПерриСмитом зажиточного фермера Клаттера и трех членов его семьи. Ставший итогомпредпринятого Т. Капоте шестилетнего журналистского расследования роман,анализирующий на материале интервью с инициаторами и свидетелями преступления,стенограмм судебных заседаний и выдержек из посвященной этому событию прессыфеномен «молодежного бунта» с его генезисом и роковыми следствиями, с полнымоснованием был назван критикой современной «американской трагедией». Благодарядоведенной до совершенства компоновке обширного документального материалареальным героем этого захватывающего произведения стал сам процессжурналистского расследования, доводимый автором до логического итога — казни преступников на электрическом стуле.Позднейшим аналогом документально-художественной книги Т. Капоте явилосьвыполненное в той же стилистике «романа факта» тысячестраничное повествованиеНормана Мейлера «Песнь палача» (1979) —история двойного убийцы Гэри Гилмора, казненного в штате Юга в 1977 г.

Произведения

Голоса травы: Рассказы / Пер. С.Митиной; Предисл. М. Тугушевой. — М.: Худож. лит., 1971.— 206 с.; Другие голоса, другие комнаты / Пер. В.Юлышева.— Иностр. лит., 1993, № 12, с.5—84;

Завтрак у Тиффани

/ Пер. В.Юлышева.— В кн.: Современнаяамериканская повесть, М., 1980, с. 263—328; Совершенно хладнокровно (Обыкновенноеубийство) / Пер. отрывков В. Познера иВ.Чемберджи.— В кн.: Писатель исовременность: Документальная проза писателей Запада. 60-е годы, М., 1972, с.319-376. The grass harp; Breakfast at Tiffany's / Предисл. А.Зверева.— М.: Progress, 1974.— 222 p.; In cold blood.—NewYork: Random House, 1965.— 343 p.;Music for chameleons: New writing.—New York: Random House,1980.— XIX, 262 p.; Other voices, other rooms.—New York: Random House, 1948.— 231 p.; A tree of night and otherstories.— Harmondsworth, Midd'x: Penguin books,1967.— 137 p.

Литература

Лидский Ю. Я. Трумен Капоте. — В кн.: Лидский Ю. Я. Очерки об американскихписателях XX века, Киев, 1968, с.255—266; Туровская М. И. Герои «безгеройного времени»: (Заметки онеканонических жанрах).— М.: Искусство, 1971. (О кн. Капоте «Обыкновенное убийство»см. с. 125—175.) Clarke J. Capote: A biography. —New York: Simon a. Schuster, 1988.— 631 p.; Nance W. L. The worlds ofTruman Capote. —New York: Stein a. Day, 1970. — 256 p.